2007-05

ЧТО ГОВОРИЛ ГУМИЛЕВ?

Довольно утомительно бывает читать [...] элоквенции{1} товарищей, «критикующих» концепцию Льва Гумилева, НЕ ЧИТАВ его книг. Поскольку видно это бывает сразу, попробуем разъяснить им основы концепции, в книгах, видимо, рассчитанных на академических специалистов (к тому же писавшихся до 1991 г., «сглаженных» в самых острых тезисах - «страха ради коммуно-иудейска», для ублажения идеологической цензуры), автором не «разжеванные».

Надо сказать, что звери, высшие животные обладают практически всем набором свойств и навыков высшей нервной деятельности, имевшихся у вида хомо сапиенс. Обучаемость, любопытство, интимная привязанность, ревность, создание сложных иерархических социальных коллективов с разделением труда, градацией прав и обязанностей, использование предметов окружающей среды в качестве орудий, в том числе необходимая обработка их перед использованием (изготовление орудий труда), усвоение благоприобретенного опыта, эстетические переживания, даже зачатки абстрактного мышления - все это доступно не только шимпанзе, но даже вороне.

Простой пример. Когда существовали централизованные охотничьи структуры, снабжавшие охотников патронами, а ворона считалась птицей вредной, разорявшей гнезда дичи, члену охотничьего общества выдавалось по патрону за пару вороньих лапок. Группа охотников облюбовала заброшенную бытовку на пригородной свалке, и когда днем на ней пировали стаи ворон, разрядила в них дробовики. На следующий день, аналогично обзавестись добычей им уже не удалось - вокруг свалки на деревьях сидели дежурные птицы, карканьем предупреждавшие подлетающих сородичей после появления на огневой позиции охотников. Охотники пошли на хитрость - часть их на виду у «часовых» покинула бытовку. При этом выяснилось, что вороны умеют считать. По крайней мере до пяти: пока из засады не убралось ровно столько «пар ног», сколько насчитали вороны перед этим, они не прекращали поднимать тревогу.

Несмотря на все это и птичьи стаи, и стада зверей, и даже урбанизированные организмы - муравейники, пчелиные рои - остаются такими же, какими были миллионы лет назад (кроме паразитов, живущих за счет хозяина, адаптирующихся однако, лишь к его свойствам), их развитие как бы останавилось с образованием вида. Человек же способен к саморазвитию, не только созданию искусственных ландшафтов (подобно колониям гнезд, термитникам), но и их развитию. Хотя наделен тем же набором инстинктов самосохранения - индивидуального (страх, стремление к насыщению, любопытство - производная обучаемости и т.п.) и видового (половое влечение, борьба за самку, защита потомства, самопожертвование ради сородичей).

Л.Н. Гумилевым высказано предположение, что наряду с инстинктивными в поведении человека присутствуют импульсы антиинстинктивные, противоположные самосохранению, обеспечивающие развитие вида. Обычно по силе равные инстинктивным, иногда, однако, при мутациях рождаются особи с неравновесным соотношением. Это явление Гумилевым названо «пасионарностью» (уровня выше либо ниже «гармоничного»). Положительные ее величины ведут к повышенной активности, не требуемой комплексом существующих инстинктов, проявляясь в разнообразных деяниях. Что биологически, эволюционно - вредно, ибо вид стремится к гомеостазу с окружающей средой. Эти признаки рецессивные, устраняемые из популяции в ходе отбора. Звери, приобретшие их, обычно погибают уже в первом поколении (например: годы солнечной активности, сопровождаемые неумеренным размножением и необъяснимой активностью саранчи, крыс, лемингов и т.п., активностью, ведущей, по существу, никуда - лишь к массовой гибели; субпассионарии гибнут тоже - «лежа на диване»). Если вам просто «не сидится на месте» - немотивированные поиски еды или самки - а склонность к самопожертвованию у вас выше, нежели это обусловленно биологически вашим рангом и вытекающими из этого обязанностями в стае, у вас больше шансов попасть на глаза хищникам, нежели у ваших уравновешенных соседей.

Человек же - вид, чья агрессивность и адаптивность превосходит таковую у всех существующих видов высших животных. Соответственно - особи с неравновесным соотношением инстинктов и антиинстинктов у хомо сапиенс перед гибелью успевают создать потомство, передать ему с генами свою биохимическую конституцию.

Из этого не следует, что носители указанного признака - люди, приятные для окружающих или же альтруисты, стремящиеся к пользе ближнего. Напротив, это люди, как правило, приносящие массу неудобств. Тщеславие Дон Хуана, в отличие от обычной похоти, заурядно удовлетворяемой в публичных домах, имеет далеко идущие последствия - не очень приятные для большинства окружающих, как и алчность Скупого Рыцаря. Мстительность Владимира Дубровского выгодна для его дворовых, но не очень - для крепостных земледельцев. Просто мы живем в мире, где условия обитания, географические и социальные, меняются, вид же сам по себе, стремящийся к гомеостазу, в подобных условиях рано или поздно устраняется естественным отбором, как были устранены динозавры, мамонты, коровы Стеллера. А пассионарии обладают повышенной адаптивностью, «толкая», по выражению Льва Николаевича, популяцию в направлении нового стереотипа поведения и навыков, обеспечивающих приспособление к изменившимся внешним условиям. Между прочим, это принципиальное свойство вида хомо сапиенс, позволяющее предполагать нашу потенциальную биологическую вечность!

Накопление оригинальных признаков происходит в таких подразделениях вида, связанных с географическим ландшафтом и способом адаптации к нему, как этнос и «суперэтнос» («культурно-исторический тип», по Н.Я. Данилевскому и К.Н. Леонтьеву). Эстонцы, русские и камчадалы живут в похожей природной среде, однако способы хозяйствования разные.

Как историком Гумилевым подмечено, что происходит этнообразование скачками, после чего бытие этноса до новой «вспышки», для которой он будет лишь субстратом (хотя, возможно, передаст преемнику имя - официальную генеалогию, да некоторых набор культурных атрибутов, вроде древнегреческой мифологии, китайских иероглифов, еврейских народных сказок или христианской и мусульманской обрядности), являет собой медленное угасание. Нарушаемое лишь «смещениями» - половой миграцией признака; надо сказать, в древности простолюдины, составлявшие 99% населения, избегали брать в жены чужеземку - неприспособленную ни к хозяйству, ни к общественным нормам родичей, так что не было никаких политкорректно-коммунистических «смешанных рас» - их представители погибали, как «белые вороны», а перенос генов имел место лишь в ходе войн, когда часть молодых женщин, ценных на невольничьем рынке, для знати, угоняли в рабство, а прочих - насиловали, но убить успевали не всегда. В изолированных популяциях, где нет внешних врагов, угасание может продолжаться очень долго, до природного катаклизма (например, медленно вырождающиеся аборигены Андаманских островов, доныне живущие в каменном веке).

Регионы этнообразования обыкновенно имеют вид «коридоров», шириной не более 200-300 км, по длине (тысячи км) ограниченных кривизной земной поверхности. Т.е. «вспышки» мутагенных импульсов непродолжительны (много короче суточного периода Земли), не связаны с процессами в земном ядре (на них не влияют границы материковых плит) и происходят не в Дальнем Космосе (тогда их излучение приходило бы рассеянным). Обобщение выявленных Гумилевым пассионарных толчков (см. «Этногенез и биосфера Земли») говорит, что происходят они на глобальных (сто- и тысячелетних) минимумах солнечной активности, когда ионизация атмосферы Земли и ее защитные свойства минимальны, т.е., согласно гипотезе, высказывавшейся Гумилевым и поддержанной д.ф.-м. наук астрономом Кириллом Бутусовым, образующие их явления - происходят где-то на окраинах Солнечной системы, где излучение Солнца сталкивается и уравновешивается излучением Галактическим.

Так говорил Гумилев!

Примечания:

[1]ЭЛОКВЕНЦИЯ, элоквенции, мн. нет, ж. (латин. eloquentia) (книжн. устар., шутл. ирон.). Красноречие.

Автор: Р. ЖДАНОВИЧ, СПб.

Источник: http://www.duel.ru

Иллюстрации:


Ратник. Независимый интернет журнал.

Hosted by uCoz