2007-06

70-летие перелёта Москва - Ванкувер через Северный полюс

Советские летчики первыми проложили воздушные трассы над Северным полюсом!

В наши дни сам собою встает вопрос: кому и зачем были нужны эти дальние полеты?

В начале 30-х годов нарком обороны молодого советского государства К.Е. Ворошилов говорил: "Кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен". И этот лозунг был весьма актуален не только в нашей стране, но и во всем мире. Перелеты являлись демонстрацией силы и мощи авиации того или иного государства, то есть имели, прежде всего, политическое значение.

Завоевать рекорд дальности по-прямой (кратчайшее расстояние между точками взлета и посадки) стремились самые развитые в научном и техническом отношении страны. Между собой соперничали Франция, Англия, США, Италия, Германия. Так, в 1931 году рекорд завоевали США (8560 км). В 1932 году он перешел к Англии (8544 км), затем к Франции (9104,7 км). И то, что молодое советское государство включилось в середине 30-х годов в соревнование за этот рекорд, безусловно, было показателем его возросшей силы в авиации.

В конце 1931 года было принято решение советского правительства о создании самолета, способного преодолевать большие расстояния. К проектированию такой машины приступило конструкторское бюро А.Н. Туполева. Конструкторской бригадой руководил П.О. Сухой.

В 1933 году был построен первый образец АНТ-25. На нем в сентябре 1934 года экипаж М.М. Громова установил мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому кругу, за что М.М. Громову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В августе 1935 года Герой Советского Союза, полярный летчик С.А. Леваневский, второй пилот Г.Ф. Байдуков и штурман В.И. Левченко предприняли попытку перелета на самолете АНТ-25 по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско. Но летчиков постигла неудача - неисправность в маслопроводе заставила их вернуться назад. Леваневский разуверился в возможности трансатлантического перелета на одномоторном самолете. Второй пилот, Г.Ф. Байдуков, верил в надежность конструкции и двигателя самолета АНТ-25. Он и увлек идеей перелета через Северный полюс в США В.П. Чкалова.

Сначала Чкалов к предложению Байдукова отнесся весьма холодно. Он был летчиком-истребителем, на тяжелых самолетах летал мало. Но в конце 1935 года он опробовал АНТ-25, и машина ему понравилась. Весной 1936 года сформировавшийся экипаж - В.П. Чкалов, командир, Г.Ф. Байдуков, второй пилот, и А.В. Беляков, штурман, - направил в Политбюро ЦК ВКП(б) письмо с просьбой о разрешении на перелет через Северный полюс в Америку.

Но правительство, памятуя о неудаче Леваневского, предложило другой маршрут: Москва - Петропавловск-Камчатский.
В музее В.П. Чкалова хранится бортовой журнал этого перелета. В нем на первой странице рукой А.В. Белякова сделана запись: "Время взлета 2 часа 45 минут по Гринвичу. 20 июля 1936 года". Так начался этот полый трудностей перелет.

Экипаж в целях разведки арктических условий первоначально летел в направлении Северного полюса до о.Виктория (82 градус северной широты). Миновав арктические просторы и Якутию, самолет оказался над Охотским морем.

Экипаж достиг Петропавловска-Камчатского и сбросил над ним вымпел. Задание было выполнено, но запас бензина позволял лететь дальше. Чкалов направил самолет к материку. Однако крайне неблагоприятные условия - штормовая погода с низкой облачностью и дождем вынудили экипаж приземлиться на маленьком острове Удд.

Это было 22 июля 1936 года. А утром 24 июля на остров была доставлена правительственная телеграмма, в которой говорилось: "…Гордимся вашим мужеством, отвагой, выдержкой, настойчивостью, мастерством. Вошли в Центральный Комитет Совета Союза с ходатайством о присвоении вам звания Героев Советского Союза и выдаче денежной премии…" так в стране появились еще три Героя Советского Союза. Чкалов был девятым по счету, Байдуков и Беляков соответственно десятым и одиннадцатым.

После перелета на Дальний Восток Чкалов, Байдуков, Беляков продолжали работать каждый на своем месте, но мысль об осуществлении первоначально задуманного маршрута не оставляет их. Весной 1937 года они пишут письма с просьбой о разрешении перелета в США на имя наркома обороны Ворошилова, а затем и на имя Сталина.

Получить разрешение на этот перелет стало возможным лишь после организации дрейфующей станции "Северный полюс-1", которая могла поддерживать с самолетом радиосвязь и передавать на его борт метеосводки.

Станция начала работу 21 мая 1937 года, а 25 мая чкаловский экипаж был вызван в Кремль для доклада о плане перелета и после этого получил разрешение на подготовку к нему. Наконец был назначен день старта. 18 июня в 4 часа 5 минут по московскому времени Чкалов поднимает тяжело нагруженную машину с бетонной дорожки Щелковского аэродрома, и самолет берет курс на север. И этот перелет был полон не меньших трудностей, чем первый. Немало неприятных минут доставили поломки и сбои в работе двигателя: то текло масло из трубки маслопровода, то замерзала вода в системе охлаждения… Но самой опасной неприятностью было обледенение самолета, его крыльев и винта. Это уже грозило катастрофой, аварией. Чтобы избежать обледенения, приходилось подниматься над облаками на высоту 4000 - 6000 метров. А там трудно было дышать, не хватало кислорода.

Летчики не ожидали, что облачность, циклоны будут преследовать их почти на протяжении всего пути. Запас кислорода на борту самолета был ограничен, к концу пути его почти не оставалось. Много времени, сил, и топлива было затрачено на обход циклонов, и все-таки борьба с арктической стихией закончилась победой отважного экипажа. Пролетев над Канадским побережьем Ледовитого океана, летчики выбрались в район северо-запада Америки. В намеченный пункт, Сан-Франциско, долететь не удалось, кончалось топливо. Летчики выбирали приемлемое место посадки. 20 июня после 63 часов изматывающего полета самолет АНТ-25 приземлился на аэродроме Баракс в городе Ванкувер.
Американский народ организовал экипажу торжественную встречу. Тысячи граждан пришли на аэродром Баракс встречать и поздравлять советских летчиков с окончанием перелета. Героический экипаж был принят президентом США Франклином Рузвельтом. Начались пресс-конференции, доклады, знакомство с Америкой. Вануквер, Портленд, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтон, Нью-Йорк - вот путь почета советских летчиков.

В зале нью-йоркского отеля "Вальдорф Астория" Клуб исследователей и Русско-американский институт культуры устроили в честь русских авиаторов прием. На нем В.П. Чкалов в своей речи сказал: "Примите от ста семидесяти миллионов советских людей привет и дружбу, которую мы вам принесли на своих крыльях."
Это был триумф не только Чкалова и двух его соратников по перелету, но и всей советской авиации. Всему миру был продемонстрирован возросший уровень советской техники, и, в частности, самолетостроения. Была проложена новая трасса, наикратчайшим путем соединявшая два континента.[...]

За осуществление этого перелета В.П. Чкалов и члены его экипажа были награждены орденом Красного Знамени.

Экипажу Чкалова не удалось долететь до первоначально намеченной цели - до Сан-Франциско. Экипаж установил национальный рекорд дальности полета по прямой, но мировой рекорд побить не удалось. Зато это сделал стартовавший вслед за Чкаловым экипаж М.М. Громова, в который кроме него входили второй пилот А.Б. Юмашев и штурман С.А. Данилин. В распоряжении Громова был первый, опытный экземпляр АНТ-25 № 1. 12 июля 1937 года летчики отправились в полет по тому же маршруту, что и Чкалов, но им удалось преодолеть практически за то же время 62 часа 17 минут, значительно большее расстояние - 11 500 километров, а по прямой - 10 148 километров. Мировой рекорд дальности был побит! Это был триумф советской авиации.

Для установления рекорда немаловажное значение имели результаты первого, чкаловского, перелета. В частности, учитывая опыт Чкалова, экипаж Громова взял в полет втрое больший запас кислорода и антиобледенительной жидкости для воздушного винта.
За этот перелет М.М. Громов, поскольку он уже имел звание Героя Советского Союза, был награжден орденом Красного Знамени, а Юмашев и Данилин награждены орденом Ленина с присвоением звания Героя Советского Союза

Летом 1937 года горел нетерпением осуществить свою мечту сам автор идеи перелета через Северный полюс в США С.А. Леваневский. Для полета им был выбран тяжелый четырехмоторный самолет "Н-209" конструкции Болховитинова.

Был сформирован экипаж. В него, кроме Леваневского, входили второй пилот Н.Г. Кастанаев, штурман В.И. Левченко, бортмеханики Г.Т. Побежимов и Н.Н. Годовиков, радист Н.Я. Галковский. 12 августа 1937 года в 18 часов 15 минут самолет "Н-209" стартовал с взлетной полосы и взял курс на север. В 13 часов 40 минут следующего дня самолет пролетел над Северным полюсом. В 14 часов 35 минут с борта самолета была получена тревожная последняя радиограмма и после этого связь с экипажем прекратилась. Все, что дальше произошло с экипажем Леваневского покрыто мраком неизвестности.

К поиску экипажа немедленно были предприняты все возможные меры. Были привлечены все находившиеся в районе Чукотского моря суда, полярная авиация. В поисках участвовали и американские летчики. Но все усилия оказались безуспешными. В марте 1938 года поиски экипажа прекратились.


Загрузить фильм:
Валерий Чкалов (808.819.344 - 640x480 - 01:22:49). Художественный фильм 1941г.

Иллюстрации:


Слава сталинским соколам
.



В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков
. Париж, 1936г. Фото из книги Г.Байдукова "Чкалов"

Чкалов Валерий Павлович [20.1(2.2).1904, с. Василёво, ныне г. Чкаловск, Чкаловского района Горьковской области, — 15.12.1938, Москва], советский лётчик, Герой Советского Союза (24.7.1936), комбриг. Член КПСС с 1936. Родился в семье рабочего. В 1919 добровольно вступил в Красную Армию, работал сборщиком самолётов в авиационном парке в Нижнем Новгороде. В 1921—1924 учился в Егорьевской и Борисоглебской авиационных школах, в Московской школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания. С 1924 служил в Краснознамённой истребительной эскадрилье, прославился как искусный лётчик. С 1930 лётчик-испытатель Научно-исследовательского института ВВС, испытал свыше 70 типов самолётов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Обладал исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. 20—22 июля 1936 с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил беспосадочный перелёт из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке и далее на о. Удд (9374 км за 56 ч 20 мин). 18—20 июня 1937 с тем же экипажем совершил перелёт из Москвы до Ванкувера (США) через Северный полюс (8504 км за 63 ч 16 мин). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награжден 2 орденами Ленина и орденом Красного Знамени. Погиб при испытании нового истребителя. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Байдуков Георгий Филиппович [13(26).5.1907, разъезд Тарышта Омской ж. д. — 28.12.1994, Москва], генерал-полковник авиации (1961), Герой Советского Союза (24 июля 1936). Член КПСС с 1936. Родился в семье ж.-д. рабочего. Начал трудовую деятельность рабочим, в марте 1926 добровольно вступил в Советскую Армию. Окончил военную школу лётчиков (1928), был лётчиком-испытателем. В 1936 вместе с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым совершил беспосадочный перелёт из Москвы на о. Удд, а в. 1937 через Северный полюс в США. Участвовал в советско-финляндской войне 1939—40. Во время Великой Отечественной войны с ноября 1941 заместитель командира и командир 31-й, а затем 211-й смешанной авиадивизии, командующий ВВС 4-й ударной армии, командир-212-й (позже 4-й гвардейской) штурмовой авиадивизии, с декабря 1943 командир 4-го штурмового авиакорпуса. После войны на командных должностях. В 1947—49 начальник Главного управления ГВФ. Окончил Военную академию Генштаба (1951). С 1952 на ответственной работе в Министерстве обороны СССР. Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденом Кутузова 1 и 2-й степеней, Отечественной войны 2-й степени, 4 орденами Красной Звезды, 1 польским орденом и медалями. Автор книг «Наш полёт в Америку» (1937), «Записки пилота»-(1938), «О Чкалове» (1939). Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Беляков Александр Васильевич [9(21).12.1897, деревня Беззубово Московской губернии — 28.11.1982, Москва], генерал-лейтенант авиации (1943), Герой Советского Союза (24. 7. 1936), специалист по аэронавигации, доктор географических наук, профессор. Член КПСС с 1936. Родился в семье учителя. В Красной Армии с февраля 1919, воевал в составе 25-й стрелковой дивизии В. И. Чапаева. Окончил авиационную школу (1921). В 1930—35 преподаватель и начальник кафедры Военно-воздушной академии им. Жуковского. Был штурманом экипажа во главе с В. П. Чкаловым при беспосадочных перелётах из Москвы на остров Удд (1936) и через Северный полюс в США (1937). В 1936—40 флаг-штурман в войсках ВВС и флаг-штурман РККА. В 1940—45 начальник Рязанской высшей авиационной школы штурманов. В должности главного штурмана воздушной армии участвовал в Берлинской операции 1945. В 1945—60 начальник факультета Военно-воздушной академии. С 1960 в отставке. Автор и редактор многих научных трудов по аэронавигации. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями. Умер 28 ноября 1982 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Источник: Из интернета.

Смотри также:


Ратник. Независимый интернет журнал.

Hosted by uCoz