Прочтя книгу Ю. Мухина «Если бы не генералы!», я был просто поражён тем невниманием к вопросу о военном образовании у немцев, которое имеется у наших историков и тем более у «докторов военных наук» с генеральскими погонами. Перед последними такой вопрос, похоже, вообще не стоит - зачем изучать уникальный опыт немцев и соотносить его с нынешним положением российской армии, когда всё можно тупо списать у американцев и потом болтать в Госдуме о «подготовке профессиональной армии контрактников»? Книга Ю. Мухина стала, фактически, единственным источником на русском языке и в печатном виде, в котором я нашёл достаточно подробное и внятное описание системы подготовки немецких офицеров накануне войны.
Уяснив в общих чертах суть процесса обучения лейтенантов, я заинтересовался другим вопросом - а как в вермахте готовили высших офицеров и генералов? Всё-таки мысль о том, что немецкие генералы не имели никаких дипломов, казалась довольно-таки странной. Для начала взял справочник К.А. Залесского «Кто был кто в Третьем рейхе» и просмотрел его на предмет сведений о военном образовании гитлеровских фельдмаршалов. Не знаю, откуда Залесский черпал информацию для статей, но переводили её на русский язык явно, по выражению Ю. Мухина, «переводчики на фиг» - оказывается, все будущие фельдмаршалы до получения лейтенантских пагон окончили целую кучу всяких «академий», «училищ» и «кадетских корпусов». На самом деле, конечно же, никаких «академий для лейтенантов» у немцев не было. Имелись в виду самые обычные Kriegsschule (военные школы), о которых я уже писал и которые переводчики обзывают то «кадетскими корпусами», то «училищами» - кому как в голову взбредёт. «Фанен-юнкер» в переводе становится, естественно, «кадетом», ну и так далее. В итоге, вот что удалось выудить из этого переводческого болота.
Подавляющее большинство будущих фельдмаршалов получило звание «лейтенант» после 2-2,5 лет службы, а иногда и раньше. После этого, по сведениям Залесского, не менее чем через 10-12 лет они снова учились в каких-то «академиях» (вариант - «проходили курсы»), из которых их выпускали... гауптманами. И, собственно, всё! Больше ни один фельдмаршал вплоть до получения высшего звания (!) формально нигде не учился, не кончал никаких академий и не имел никаких дипломов. Всё своё военное образование эти гауптманы получили до 1920-го года, и, похоже, вполне им были довольны.
Кроме того, меня удивила неожиданная «демократичность» немцев в отношении социального статуса людей, ставших в итоге фельдмаршалами. Помнится, в перестроечной прессе мне попадались статейки, в которых авторами задавались ехидные вопросы типа «не скажете ли, сколько генералов Гитлера имели крестьянское происхождение?». Мол, в самом деле, ну что мог сделать «русский лапоть» Будённый супротив «потомков прусских генералов»? Так вот, оказывается, что из 25-ти гитлеровских фельдмаршалов и 2-х гроссадмиралов, лишь 12 человек могут похвастаться «прусскими» военными корнями. Все остальные - выходцы из самых разных слоёв общества. Скажем, Эвальд Клейст (которого шибко умные российские историки всё время норовят обозвать «фон Клейстом») был сыном учителя философии, Роммель - сыном учителя гимназии, Модель - из семьи учителя музыки, Кейтель - из семьи фермера, Дёниц - из семьи инженера и т.д.
Ситуация в области происхождения и военного образования этих людей выглядит очень странной, особенно на фоне наших прославленных полководцев. Ведь хорошо известно, что советские довоенные генералы и командующие округами имели по одному, по два, а то и по три (!) диплома о среднем и высшем военном образовании. Например, Ватутин, помимо пехотной школы, окончил Киевскую высшую объединённую военную школу в 1926 г., Военную академию им. Фрунзе в 1929 г. и Академию Генштаба в 1937 г. Напомню, немецкие фельдмаршалы формально закончили учиться ещё в Первую мировую войну, а наши полководцы в большинстве своём получали высшее образование в 30-х гг., имея перед собой многочисленные «наглядные примеры» ведения современной войны. Ну и много дало им это образование?
Чтобы всё-таки разобраться с вопросом немецкого военного образования, я провёл тщательный поиск в Интернете, который, наконец, дал результаты. Удалось найти упоминания о книге «The roots of Blitzkrieg: Hans von Seeckt and German military reform» («Корни блицкрига: Ганс фон Сект и немецкая военная реформа») за авторством Дж. Корума (J. Corum), американского военного историка и профессора. Эта небольшая книга (всего триста страниц), изданная ещё в начале 90-х гг., как раз и посвящена исследованию системы подготовки офицеров рейхсвера и вермахта. На русском языке книжка, естественно, не издавалась, купить её в обычном магазине невозможно, а Интернет-магазины милостиво предлагают приобрести её за каких-то полторы тысячи рублей. Найти текст хотя бы в электронном варианте мне тоже не удалось. К счастью, мир не без добрых людей. На форуме сайта www.vif2ne.ru среди кучи глубокомысленных рассуждений «любителей истории» (проще говоря, мусора) некто «eugend» разместил «машинный» перевод части книги Корума. Из этого текста следует, что Корум действительно приводит большое количество ценной информации, правда, сопровождая её иногда довольно забавными комментариями. Скажем, о Роммеле он пишет буквально следующее: «Тем не менее Роммель, как и большинство офицеров рейхсвера, не может называться военным мыслителем или теоретиком. Хотя он явно внимательно изучил свою специальность, его дневники, письма и работы ни коим образом не свидетельствуют о том, что он когда-либо всерьез изучал Клаузевитца или Шлиффена». Коруму, конечно же, виднее, что именно Роммелю полезнее было изучать, а что нет.
Как бы то ни было, но я постараюсь кратко и систематизированно изложить то, о чём удалось узнать из американской книжки.
Начать, пожалуй, следует с личности генерала Ганса фон Секта - человека, ответственного за воспитание тех немецких офицеров, которые в 41-м году припёрлись к нам «земли воевать». Как мне думается, большинство российских «учёных» генералов о нём и слыхом не слыхивало, даром что статья о нём, как ни удивительно, есть в БСЭ. Из этой статьи можно узнать, что фон Сект служил в армии с 1885 г., во время Первой мировой был начальником штабов различных армий. В 1920 - 1926 гг. занимал должность главнокомандующего рейхсвера, «проводил тайную подготовку производства запрещённого в Германии вооружения». Умер в 1936 г.
Главным детищем его жизни стала реформа системы военного образования и подготовки офицеров рейхсвера, которую он стал разрабатывать сразу после поражения Германии в войне и которая была произведена в 1925 - 1926 гг.
После того, как союзники Версальским договором сократили более чем тридцатитысячный немецкий офицерский корпус до 4000 человек, стало ясно, что для сохранения этого корпуса нужно что-то делать. Какую цель преследовал фон Сект, задумывая свою реформу?
Как сообщает Корум, рейхсвер, по замыслу фон Секта, должен был стать элитной ударной силой Германии, могущей в случае необходимости быстро развернуться в отлично подготовленную армию из 21 дивизии. Такое количество дивизий считалось минимально необходимым для обороны страны. В соответствии с этим фон Сект проповедовал принцип т.н. «Fuhrerheer», то есть «Армии командиров». Корум пишет: «При необходимости, вся армия стала бы армией командиров, или Fuhrerheer, в которой каждый офицер, унтер-офицер и рядовой в любой момент были бы готовы занять следующую ступеньку. Рядовые должны были готовы командовать отделением, унтер-офицеры - взводом , лейтенанты - ротой и так далее. Солдаты и офицеры, не способные к продвижению на более высокие командные позиции, должны были увольняться из армии». Подчеркну - к этой системе немцы пришли вовсе не от хорошей жизни, их просто вынудили действовать по пословицей «лучше меньше, да лучше».
Таким образом, к человеку, желающему стать офицером, во время учёбы автоматически должны были предъявляться чрезвычайно высокие требования, гораздо большие, чем до Первой мировой. Фон Сект это понимал, поэтому предусмотрел пряник для заманивания молодых людей в армию - приличную зарплату и хорошие жилищные условия. Скажем, каждый унтер-офицер получал отдельную комнату. Во всех подразделениях должны были быть солдатские клубы, войсковые библиотеки. Более того, была создана целая система курсов, дающих солдатам знания профессиональных и средних школ, с тем чтобы после окончания 12-летнего срока службы они могли легко найти себе гражданскую профессию. Надо сказать, что тут фон Сект очень сильно отступил от прусских традиций, проповедовавших спартанские условия жизни для новобранцев.
Естественно, при таких условиях огромное количество молодых немцев изъявило желание вступить в армию, что давало возможность отбирать только лучших. Например, в 1928 г. в рейхсвере было по 15 (!) претендентов на место. Набором рекрутов занимались ротные и батарейные командиры. Г. Гордон, которого цитирует Корум, утверждает, что «в результате децентрализованной системы пополнения местные офицеры могли проводить отбор в соответствии со своими собственными пожеланиями, но не отмечалось никаких жалоб, свидетельствовавших о широко распространенном злоупотреблении такой привилегией. Рейхсвер хотел иметь хороших солдат - и получил их». Результаты такой политики не замедлили сказаться. Корум приводит восторженные отчёты американских военных атташе в Германии. Например: «В соответствии с концепцией фон Секта касательно создания «армии командиров», в ходе ротных учений при решении различных тактических задач происходила постоянная ротация унтер-офицеров через должности взводных командиров, с целью дать им практический опыт командования взводом. Даже рядовым давали возможность попеременно действовать в качестве командира отделения в ходе решения тактических задач». Подготовка была крайне напряжённой: в пехотной роте 4 дня в неделю тратилось на полевые учения и лишь один - на внутриказарменные занятия.
Подготовка унтер-офицерского состава занимала центральное место в проводимой фон Сектом реформе. Своё кредо он выразил кратко и ёмко: «Фундаментальное значение имеет то, что наши младшие командиры учатся быть независимо думающими и действующими солдатами. Эта цель будет достигнута тогда, когда они... начнут понимать, когда необходимо действовать самостоятельно, а когда ждать приказа». Оцените! Это фон Сект говорит об аналоге советских сержантов. Планируя реформу, фон Сект понимал, что рано или поздно 100-тысячную армию придётся укрупнять и производить всё больше унтер-офицеров в офицеры. Поэтому он сделал всё, чтобы максимально приблизить унтер-офицерский состав по уровню знаний и умений к офицерскому.
В соответствии с принципом «армии командиров» фон Сект указывал, что унтер-офицеры должны активно участвовать в военном управлении, бывшем ранее прерогативой только офицеров. Версальское соглашение ограничивало количество офицеров в рейхсвере, однако об унтер-офицерах там ничего не говорилось. Фон Сект удачно использовал эту лазейку, в результате в немецкой армии большое количество унтер-офицеров занимало должности, которые в других армиях были офицерскими.
Разумеется, получить звание фельдфебеля и стать командиром взвода было далеко не просто, однако право стать кандидатом в унтер-офицеры получал любой желающий. Каждый кандидат начинал службу простым солдатом. Через 2-3 года службы ему разрешалось сдать специальный экзамен на предмет определения уровня военных знаний. При удачно пройденном испытании солдат становился ефрейтором, получая более высокую плату и отдельную (или двухместную) комнату в казарме. Через 4 года службы ефрейтор получал звание унтер-офицера, ещё через 2 года - унтер-фельдфебеля. Наконец, сдав ещё один экзамен, бывший солдат становился фельдфебелем и командиром взвода.
Думаю, не стоит и говорить, что никаких «училищ» для командиров взводов у немцев не было. Всё обучение солдат проходило непосредственно в армейской части. Кроме того, для повышения общего уровня образованности унтер-офицеров уже с 1919 г. были созданы курсы полной средней школы, на которых преподавали офицеры.
Теперь стоит рассмотреть подготовку собственно офицеров и младших командиров.
Во время войны из-за нехватки кадров в немецкой армии пришлось произвести в лейтенанты большое количество унтер-офицеров. Эти «унтера» имели за плечами лишь ускоренные курсы офицерского состава, однако после окончания войны многие из них остались в армии. Надо сказать, что из немецкого высшего командования никто и никогда не сомневался в компетентности этих «ускоренных» лейтенантов, никто и никогда не требовал у них никаких «дипломов». Тут виден чисто немецкий подход к военному образованию - действительно, если человек, пусть даже и унтер-офицер, удачно командовал ротой во время войны, то на кой чёрт ему какие-то дипломы? Проблема заключалась лишь в том, что часто у этих бывших унтер-офицеров не было законченного среднего образования и это являлось одним из препятствий на пути, скажем, к должности офицера Генштаба.
Как пишет Корум, «фон Сект, при вступлении в должность главнокомандующего, начал политику, делавшую акцент на образовательный уровень кандидатов в офицеры. Он строго ограничил производство в офицеры военнослужащих более низких званий, подняв требования к образованию офицеров на самый высокий когда-либо существовавший уровень». Однако эти требования выражались лишь в наличии аттестата о полном среднем образовании, а также в соответствующем характере и отличной физической форме. Любой человек, отвечающий этим требованиям, мог вступить в армию с целью стать офицером.
Однако, как верно заметил Ю. Мухин на примере Бруно Винцера, кандидатам с незаконченным средним образованием стать офицерами было сложно, но не невозможно. Впрочем, для них фон Сект постарался создать все условия. Кандидат обязан был отслужить в армии минимум 6 лет и получить звание фельдфебеля. Как я уже говорил, для унтер-офицеров существовали специальные курсы средней школы, и удачно окончивший их фельдфебель мог претендовать на звание лейтенанта. К сведению, между 1924 и 1927 гг. в офицеры было произведено всего лишь 11 человек, не имеющих полного среднего образования.
Итак, молодой немец, желающий стать офицером и имеющий полное среднее образование, сразу записывался в армию в статусе фанен-юнкера, т.е. кандидата в офицеры. Реформа фон Секта существенно удлинила курс полного обучения по сравнению с довоенной системой - если раньше фанен-юнкер мог стать лейтенантом через год обучения (как, скажем, Гудериан), то теперь ему полагалось учиться не менее 3 - 4-х лет. Впрочём, «учиться четыре года на офицера» в понимании немцев вовсе не означало «протирать штаны четыре года в училище». Корум весьма многословно и путано объясняет систему подготовки офицера, начавшую действовать с 1920 г., поэтому для удобства я свёл его данные в таблицу.
Место обучения | Срок обучения | Описание | Статус кандидата | Права |
Учебный батальон | 6 месяцев | Стандартный курс молодого бойца для всех солдат | фанен-юнкер | рядовой |
Строевая рота | 12 месяцев | Служба в обычной роте и нормальная боевая подготовка; с кандидатами проводятся дополнительные занятия | фанен-юнкер | Рядовой (проходит службу на должности командира отделения) |
Учебный батальон | 3 месяца | Дополнительный курс | фанен-юнкер-ефрейтор |
Ефрейтор (обязан принять участие в манёврах дивизии на унтер-офицерской должности) |
Kriegsschule | 6 месяцев | Основной курс обучения кандидата в пехотной школе | фанен-юнкер-унтер-офицер | унтер-офицер |
Truppenschule | 8 месяцев | Курс обучения в спец-школе для каждого рода войск; сдача экзаменов | фенрих | унтер-фельдфебель |
Свой полк | Несколько месяцев |
Стажировка в полку на должности командира взвода; дополнительные занятия |
обер-фенрих | обер-фельдфебель (командир взвода) |
Как можно заметить, собственно «протирание штанов» занимало у кандидата от силы полтора года, всё остальное - практика, практика и только практика. Да и обучение в военных школах не было «чистой теорией» - на 24 часа академических занятий в неделю приходилось 13 часов практики.
В начале 20-х гг. в Германии была всего одна «военная школа» - пехотная школа в Дрездене. Кроме неё существовали три Truppenschule - артиллерийская школа в Ютеборге, кавалерийская в Ганновере и инженерная в Мюнхене. К 1940 г. общих «военных школ» стало 5, соответственно увеличилось и количество школ для родов войск. Курс был крайне интенсивным. В течение первого учебного года кандидаты изучали тактику на уровне усиленного батальона, географию, гражданское право, вооружение, автомобильное дело, иностранные языки и др. В течение второго года кандидат обучался вождению мотоцикла, изучал военную историю, новейшие методы примения танков, танки зарубежных стран, учился использовать авиацию в современной войне (включая воздушную разведку) и т.п. После этого следовали крайне сложные устные и письменные экзамены, которые проходили далеко не все.
Вместе с тем обучение было весьма сбалансированным и не забивало голову кандидата ненужными ему сведениями. Скажем, первоначально предполагалось, что будущие лейтенанты будут усиленно изучать Клаузевица и Шлиффена. Но в 1926 - 1927 гг. эту программу сократили. Генерал Майер-Велькер свидетельствует, что «уже к середине 20-х гг. упор делался на изучении трудов о последней войне (выделено мною. - М.Б.) - работы Клаузевица были «фактически неизвестны» и не было никаких упоминаний о Шлиффене». Действительно, будущему ротному командиру при столь интенсивной учёбе просто не было нужды вникать во все тонкости большой стратегии. Корум итожит: «Однако важно помнить, что многие из этих младших строевых офицеров рейхсвера 20-х гг., и не читая Клаузевица и Шлиффена, показали себя превосходными тактиками и замечательными командирами крупных соединений во время Второй мировой войны».
Наконец, стоит добавить, что с 1 сентября 1939 г. сроки обучения офицеров были сокращены - в учебном батальоне до 4 месяцев, в «военной школе» до 2 месяцев, в Truppenschule - до 4 месяцев.
Конечно же, с получением лейтенантских погон обучение офицера не заканчивалось, а, можно сказать, только начиналось. Ответственность за дальнейшее образование офицеров нёс командир полка. С молодыми лейтенантами регулярно проводились семинары на политические, военные и экономические темы. Во время штабных занятий в гарнизонах перед лейтенантами ставились тактические задачи, по которым они должны были подготовить планы и приказы.
Однако, если офицер твёрдо решил занять должность офицера Генштаба, самым главным для него становилась подготовка к военно-окружным экзаменам. Это был очень сложный экзамен, длившийся несколько дней и состоявший из следующих частей: 3 работы по прикладной тактике, 1 по теории тактики, 1 по инженерной подготовке, 1 по чтению карт и черчению и 1 по вооружению. Кроме того, проверялся общий уровень знаний - нужно было писать работы по истории, праву, географии, математике, физике, химии, физподготовке и иностранному языку. Особенно сложными были задания по тактике. Дело в том, что вопросы к ним часто выходили за рамки программ военных школ. Например, задавались вопросы о действиях усиленного полка, в то время как в Дрездене изучались лишь действия на ротном и батальонном уровнях. Тут, как мы видим, ещё одно характерное отличие от нашего образования - немцы считали, что если офицер действительно увлечён военным делом, то он не будет тупо повторять на экзамене то, что услышал от лектора. Наоборот, он станет сам постоянно углублять и совершенствовать свои знания. Таким образом немецкая система образования заставляла офицера показать всё, на что он способен.
Экзаменующий офицер, что интересно, оставался анонимным, а каждую работу лейтенанта оценивали сразу три офицера - дабы избежать субъективных оценок. В случае двухкратного провала экзамена лейтенант вполне мог лишиться офицерского звания.
Для помощи молодым офицерам в подготовке к экзамену в каждом гарнизоне формировались учебные группы, которые проходили 6-месячный курс обучения. В качестве учебников использовались книги и статьи, написанные, в основном, офицерами Генштаба. Например, знаменитая книга Роммеля «Пехота атакует!» является компиляцией его статей, написанных в 1929 - 1932 гг., когда он был инструктором в Дрезденской школе.
Успешно сдавший окружные экзамены офицер зачислялся на курсы обучения офицера Генштаба. Собственно, это и были те загадочные «академии», которые выпускали гауптманов на штабных должностях. Что собой представлял этот курс? Опять же дам таблицу.
Вот и все немецкие «академии». Добавлю, что до 4-го года обучения «доживало» всего лишь 10 гауптманов в год - остальных отсеивали с формулировкой «годен в случае необходимости».
Место обучения | Срок обучения | Описание |
Штаб округа | 1-й год октябрь - апрель (53 дня) | Начальный учебный курс |
Штаб округа | май (16 дней) | Штабная поездка на местность с проведением манёвров |
Части других родов войск | май - сентябрь | Учебный курс в других частях |
Свой гарнизон | 2-й год октябрь - апрель (53 дня) | Продолжение основного курса обучения |
Штаб какой-либо дивизии | 3-й год | Стажировка в армии при штабе (обычно кавалерийской или пехотной дивизии) |
Министерство рейхсвера (Берлин) | 4-й год | Заключительная академическая подготовка |
Основной упор при подготовке офицера Генштаба делался на тактике высшего уровня и оперативном искусстве. В 1-м учебном году изучались действия усиленного пехотного полка и взаимодействие родов войск, во 2-ом - тактика дивизии, в 4-м - операции корпусов и армий. Особое внимание уделялось военной истории - в 1-м году на 6 часов тактики приходилось 4 часа истории. Кроме того, в Берлине часть лекций посвящалась экономике, политике и международным отношениям. На иностранные языки отводилось больше часов, чем на все остальные гражданские предметы вместе взятые.
Для советского человека, привыкшего всё мерить дипломами, это может показаться невероятным, но курс офицера Генштаба не включал никаких формальных экзаменов! Просто слушатели должны были регулярно готовить работы по военной истории и решать тактические задачи, которые затем подробно разбирались на семинарах.
Теперь становится понятно, почему фельдмаршалам не нужны были дипломы - уже будучи капитанами, они без всяких дипломов обладали столь высоким уровнем знаний, что могли заткнуть за пояс большую часть наших генералов.
В заключение обрисую некоторые наиболее характерные черты немецкой методики преподавания (как их описывает Корум).
Конечно же, наиболее заметной особенностью является последовательное воплощение в жизнь принципа «армии командиров». Как верно заметил Ю. Мухин, немцы в попытке спасти свой офицерский корпус осознанно или не осознанно, похоже, первыми в мире «делократизировали» свою армию. В такой армии, где каждый солдат обязан был в случае необходимости немедленно занять место командира и взвалить на себя его ответственность, просто не было места подонкам, идущим в армию не защищать Родину, а обжирать её. Эти подонки быстро отсеивались ещё в самом начале обучения, поскольку кандидата в офицеры каждодневно заставляли «шевелить мозгами», думать и принимать самостоятельные решения, чего подонки так не любят. Офицерами становились в большинстве своём лишь настоящие фанатики своего дела.
Можно легко заметить, что основное внимание в процессе обучения уделялось практике. Даже «академический» курс офицера Генштаба включал большое количество практических занятий, прививавших офицерам навыки маневрирования и непосредственного управления войсками. Это прямо соответствовало концепции «армии командиров». Сам фон Сект об этом говорил так: «Я ничего не имею против теоретической подготовки, как и, разумеется, против подготовки практической. Любой человек, который хочет стать профессионалом в своей области, должен поработать учеником и подмастерьем, лишь гений может миновать эти этапы в процессе своего обучения. Каждый человек действия - художник, и он должен изучить материал, с которым, внутри которого и против которого он работает, прежде, чем он начнет решать поставленную перед ним задачу». Золотые слова! Кроме того, офицер Генштаба изучал в основном только военное дело, академические предметы явно задвигались в тень. Фон Сект пояснял это «невнимание» на таком примере: в августе 1914 г. германская армия приближалась к бельгийской границе, и высшее командование вызвало в главный штаб офицеров для слушания лекций по «военно-географическому описанию Бельгии». Фон Сект, по причине сильной усталости, лекции благополучно проспал. Он заключал: «Хорошо, мы нашли путь к самым воротам Парижа, несмотря на наше невежество в области военной географии, также и впоследствии у меня не было никакой специальной подготовки к службе в Сербии и Палестине».
В связи с этим мне вспомнился пример, приводимый Ю. Мухиным, как Конев собирался вести огонь артиллерии при помощи «углублённого изучения марксистско-ленинской доктрины», и стало немного смешно, а потом вдруг стало грустно.
Можно смело сказать, что те полтора года в войсках до начала обучения в «военной школе» были самым ценным из всего, что было в курсе подготовки лейтенанта. В течение этого времени с будущим офицером никто не цацкался, с ним обращались как с обычным солдатом. Фанен-юнкер получал отличную возможность увидеть солдатскую жизнь изнутри. Вместе с тем, командуя отделением, он, помимо начальных навыков управления, получал и необходимый авторитет в глазах своих подчинённых. И сам, что называется, «роднился» с ними. В таком свете приводимые П. Карелем сведения о поведении немецких офицеров при отступлении из-под Сталинграда, которые в своей книге цитирует Ю. Мухин, уже не кажутся чем-то невероятным.
Немецкая методика преподавания была чрезвычайно гибкой, она, как я уже говорил, требовала от офицера в первую очередь принятия собственных решений на основе собственной оценки ситуации, а не заглядывания в рот начальнику. Это проявлялось абсолютно на всех этапах обучения. Генерал Майер-Велькер, описывая свою учёбу, свидетельствует, что солдатам выдавались тактические наставления, которые, как предполагалось, они должны были изучать в свободное (!) время. Учёба кандидата в офицеры была, фактически, сплошной практикой. Фанен-юнкер слушал теоретический курс, а потом ехал в войска и немедленно отрабатывал заученные приёмы и методы. Наиболее ярко эта особенность преподавания проявлялась в случае с офицерами Генштаба. Корум сообщает следующее: «Аттестация была субъективной. Работая с заданиями по тактике, преподаватели разбирали и обсуждали тактические решения слушателей на семинарах. Поскольку немцы каждую военную проблему рассматривали как уникальную, не имеющую «готового решения», не имелось и никаких «правильных ответов»; как правило, разбиралось любое решение слушателя и его достоинства».
Естественно, при таком подходе немецкий офицер просто обязан был постоянно размышлять о военном деле, совершенствоваться в нём, поскольку он с младых ногтей знал, что если не будет самостоятельно думать, то он станет не офицером, а хрен знает кем. Сам фон Сект придавал огромное значение немедленному внедрению в учебный курс всего нового, что появлялось в военном деле. Офицеров Генштаба, занимающих должности преподавателей, чуть ли не в приказном порядке заставляли выделять все технические новинки в немецкой и зарубежных армиях, писать книги и статьи на основе своего боевого опыта (как делал Роммель). Уже в начале 20-х гг. кандидатами в офицеры углублённо изучались танки и методы их применения, авиация, воздушная разведка и многое другое. В 1923 г. фон Сект настаивал на том, что главной целью армии является манёвренный бой, при котором важную роль играет способность войск быстро преодолевать большие расстояния. Проявляя особое внимание к, казалось бы, мелочам, он писал: «Артиллерийские приказы слишком часто пишутся в соответствии с условиями позиционной войны и являются слишком длинными. Батальонные приказы, состоящие из 10-15 разделов, невозможно использовать в бою». Не забыл фон Сект и о взаимодействии родов войск. В статье 1920 г. он привёл в качестве негативного примера гарнизон, в котором стояли пехотный батальон и артбатарея, но которые практически никак не отрабатывали взаимодействие друг с другом в бою. Напротив, в другом гарнизоне, который посетил фон Сект, артбатареи не было, но его солдаты постоянно отрабатывали приёмы взаимодействия с артиллерией, используя макеты орудий. Как оказалось, это было инициативой нескольких артиллеристов с боевым опытом, служивших в этом гарнизоне.
Как можно догадаться, в немецкой армии совершенно не было никаких преподавателей и «профессоров», учивших офицеров, как надо воевать. С первого и до последнего дня учёбы офицера учил только тот, кто непосредственно занимался изучаемым делом. Командовать взводом его учил командир взвода, командовать ротой - командир роты и т.п. Инструкторами «военных школ» обычно назначались опытные боевые офицеры, имеющие награды. На должности преподавателей курсов Генштаба всегда назначались только лучшие и самые опытные офицера рейхсвера, причём преподавательской деятельностью они занимались лишь в перерывах между отправлением профессиональных обязанностей. Всего было 23 таких преподавателя (по одному в каждом округе и два в Берлине) при 30 (в среднем) ежегодных слушателях.
Фон Сект своими наставлениями требовал буквально от всех и каждого в рейхсвере и учить других, и учиться самому. Сам он тратил около трети своего времени в год на наблюдение за учебным процессом. Более того, он разработал систему дополнительного образования даже для - «немыслимо!» - генералов. Он лично проводил по несколько штабных поездок в год, заставляя генералов решать, скажем, проблему обороны от французов, сам ставил им задачи и проводил критический разбор решений. Свою деятельность он обосновал так: «Немногие командующие стремились активно заниматься обучением своих подчиненных генералов и разбирать с ними тактические задачи. Идея, что командующий должен учить, была необычна. Однако результатом было то, что Генеральный штаб был подготовлен в соответствии с едиными принципами».
Но, как мне думается, самой главной задачей немецкого образование было воспитание офицера в моральном плане. Фон Сект подчёркивал, что «каждый офицер каждого рода войск рейхсвера должен постоянно помнить о своей роли наставника и образца для подчиненных ему войск». Офицер Генштаба должен был быть «решительным, готовым брать ответственность, уметь сохранять спокойствие в угрожающей обстановке и быть вождем для своих войск». Именно полководцем, а не «полкопосыльцем»! Как видите, офицер в понимании немцев - это не тот, кто сидит в штабе и рисует стрелочки на картах. Офицер - это, если так можно выразиться, «состояние души» (звучит пошло, но по-иному не скажешь). Это образец для своих солдат, собственно, самый лучший солдат - самый смелый, самый умный, самый храбрый и т.п. В этом смысле офицерский корпус вермахта действительно был элитной кастой - но не той «кастой» офицерья, с презрением относящейся к «солдатне», которая имеется у нас. Теоретически это была каста лучших воинов, готовых, в случае необходимости, первыми пожертвовать своей жизнью ради победы.
Немцы имели действительно по-своему уникальный опыт строительства вооружённых сил. Очень жаль, что И.В. Сталин не успел вовремя вникнуть в проблемы советского военного образования, положившись на «отцов-командиров» (а, учитывая ум этого человека, надо полагать, что проблемы он мог бы решить). И поневоле приходится думать, что после тех потерь, которые мы понесли в Великой Отечественной войне, пренебрежение изучением немецкого опыта со стороны наших «профессиональных» военных является, в прямом смысле слова, преступлением.
Автор: М. БЕЛКИН
Источник: Из интернета.
Загрузить книгу: Ю.Мухин. "Если бы не генералы"
.ZIP-DOC-822KB.
URL:
Смотри также:
Иллюстрации:
Если бы не генералы.Проблемы военного сословия.
В книге рассматриваются причины потерь советского народа с той стороны, с которой эти причины никогда не рассматриваются, - с позиции низкого морального и профессионального качества советских генералов и кадрового офицерства.
Сект (Seeckt) Ханс фон (22.4.1866, Шлезвиг, — 27.12.1936, Берлин), германский военный и политический деятель, генерал-полковник. В армии с 1885. Во время 1-й мировой войны 1914—18 начальник штаба 4-й армии (1914—15), 11-й армии (1915), групп войск, действовавших против Сербии (1915—16), Румынии (1916) и России (1917); с декабря 1917 до конца войны начальник Генштаба турецкой армии. В 1919—20 начальник войскового управления (фактически Генштаба, который был запрещен Версальским мирным договором). В 1920—26 начальник управления сухопутными войсками (главнокомандующий рейхсвера). Был создателем профессионального рейхсвера как основы для развёртывания массовой германской армии; проводил тайную подготовку производства запрещенного Германии вооружения. Осенью 1923, в момент острого политического кризиса, С. сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть и подавил революционное движение. В 1930—32 депутат рейхстага от Народной партии; был сторонником передачи власти нацистам. В 1934—35 главный военный советник в составе германской военной миссии при гоминьдановском правительстве Китая.
Ратник. Независимый интернет
журнал.