2007-10

Православная церковь и российский капитализм

Всякий человек, мало-мальски интересующийся историей постсоветской России, наверняка обратил внимание на такой факт. Как только контуры нового порядка в достаточной мере обозначились (а произошло это уже в конце 80-х годов прошлого века), новая – а также, собственно, и старая – власть активно заинтересовалась религией. Причем не религией вообще (в скобках заметим, что к метафизическим вопросам правители СССР-России испытывали ничуть не большую тягу, чем их предшественники), а именно старинным русским православием, РПЦ. Появились публикации, воспевающие эту церковь, заговорили о возрождении духовности (кстати, читатель, позвольте дать вам совет: как только вы услышите слово «духовность» – покрепче держитесь за свой кошелек), в церковный карман водопадом хлынуло всевозможное добро: здания, музейные иконы, всяческие налоговые льготы, высшие государственные чиновники валом повалили в церковь, неумело, но весьма энергично крестясь…

Разумеется, не стоит удивляться, что эта страсть оказалась взаимной, и церковные иерархи принялись взахлеб расхваливать новую власть. РПЦ по самой своей сути так устроена, что склонна поддерживать любую власть – от ордынских ханов до новорусских президентов. Ведь всякая власть от бога – не так ли, господа архи- и просто иереи?

Странно (во всяком случае, на первый взгляд) другое. Зачем церковь вдруг понадобилась власти, уже открыто вступившей на путь капитализма? Заметившие это в начале 90-х юмористы изощрялись в шутках о том, что новые правители, дескать, очень уж грешны, и потому стремятся поскорей замолить свои грехи. Однако, думается, если в этой шутке и есть доля истины, то она настолько мала, что ею можно и пренебречь.

Капитализм бывает разный

На самом деле, конечно, РПЦ нужна власти лишь для одной цели: идеологического оформления и оправдания капитализма. Я понимаю, что предыдущая фраза вызвала у многих читателей недоумение: принято считать, что духу капитализма в наибольшей мере отвечает протестантизм, в то время как православие как раз антибуржуазно. Тем не менее, никакого противоречия здесь нет, стоит только разобраться.

Как известно, капитализм бывает разный – или, точнее, мировая капиталистическая система в разных странах проявляет себя по-разному. Лошадиная голова, знаете ли, тоже не похожа на лошадиный хвост, даже если они принадлежат одному и тому же коняге. Совершенно естественно, что и идеологическое (в том числе и религиозное) обеспечение в разных странах тоже требуется различное.

Если рассуждать отвлеченно, ситуация выглядит следующим образом. Столкнувшись с пороками капитализма, человек оказывается перед выбором из трех вариантов: он может либо смириться, либо попытаться изменить мир, либо попытаться изменить свое положение в мире. Совершенно очевидно, что по-настоящему революционен и опасен для капиталистического миропорядка лишь второй путь, остальные для него вполне приемлемы.

Распространенная в странах Запада протестантская модель поведения ориентирована на третий путь. Поскольку протестантизм культивирует индивидуальный успех, то наемный работник (шире – вообще человек, принадлежащий к общественным «низам»), следующий его заповедям, озабочен, прежде всего, повышением своего материального и социального положения. А такой человек не опасен для капиталистической системы. Во-первых, он следует правилу «каждый сам за себя», и потому одинок (а одиночка может быть опасен системе лишь в голливудских боевиках). К тому же, поглощенный мечтами о карьере, он вкалывает как вол – что тоже весьма полезно для капитализма и капиталистов. Наконец, достигнув успеха, он полностью рвет связи со своими прежними собратьями по классу – для него они уже не товарищи, а враги, «чернь», угрожающая общественному и его личному благополучию. Здесь уместно вспомнить старый анекдот о только что крестившемся еврее, который, выходя из церкви, презрительно бросает своему соплеменнику: «Пошел вон, жидовская морда!».

Протестантизм не годится

Однако, как легко догадаться, протестантская идеология (я специально употребляю здесь не слово «религия», а более широкий термин) может быть эффективна лишь в «метрополии», то есть странах капиталистического «центра». Там всегда существует избыток ресурсов, достаточный для поддержания массового «среднего класса». Мечтающий об успехе человек из «низов» видит, что попасть в ряды «среднего класса» при должном старании и везении вполне реально – и это становится целью его жизни (надеюсь, все помнят, что такое «великая американская мечта»?). Гениальный принцип «divideetimpera» работает безотказно.

Но увы – излишек ресурсов существует далеко не везде. Кое-где, напротив, наблюдается их недостаток, иначе бы и излишков не было. К числу таких стран относится и Россия. В таких странах, конечно, возможен некий аналог западного «среднего класса», но массовым ему никогда не стать. Наоборот, существует огромная пропасть между богатыми и бедными.

Культ индивидуального успеха здесь обречен – поскольку все понимают, что такой успех невозможен. Ты можешь вкалывать как проклятый – но из своего социального слоя, а тем более класса, выпрыгнуть не сможешь (исключения, конечно, есть, но они лишь подтверждают правило).

Стало быть, здесь нужно идти по первому пути – проповедовать смирение. Конечно, этот путь менее эффективен, поскольку заставить человека смириться – означает, по сути, сломать его, а без сопротивления сделать это невозможно. Но другого выбора нет.

В этом и состоит задача РПЦ. Культивирование рабской покорности (и власти, и духовным авторитетам, и обстоятельствам, и судьбе по имени «бог»), жизнь по строгому регламенту, осознание собственной изначальной греховности – все это должно заставить человека безропотно принять существующий в мире и стране социальный порядок, якобы санкционированный свыше.

Министерство духовных дел

Собственно, эту же роль РПЦ играла и при царском режиме – со времен Петра I (а фактически, и раньше) она была пропагандистским придатком государственной машины, своего рода «министерством духовных дел», обеспечивающим стабильность в стране. Разумеется, тогда условия благоприятствовали ей в этом гораздо больше, нежели сейчас: единственный вид СМИ – газеты – был недоступен крестьянам, составлявшим большинство населения страны (следует учитывать и отсутствие у них образования), и потому церковная проповедь оказывала громадный пропагандистский эффект.

Вряд ли сейчас церковные иерархи мечтают о возвращении тех благословенных времен – они, будучи людьми неглупыми, прекрасно понимают, что это невозможно. Однако немалые возможности у РПЦ все же остались, а главное – есть платежеспособный спрос со стороны государства.

Вряд ли я открою Америку, если скажу, что с точки зрения современного российского режима идеальный житель страны – человек не только бесправный, но даже и не подозревающий о том, что он может иметь какие-то социальные, а тем паче политические права. И церковь активно занимается воспитанием такого человека – по сути, раба, в списке добродетелей которого главное место занимает смирение.

Наработанный за долгие века арсенал методов оказывает ей в этом огромное содействие. Взять хотя бы гигантский перечень дел, которые церковь считает «греховными» или «недушеспасительными». Расчет прост: чем больше запретов, тем чаще человек их нарушает (все-таки жизнь нельзя втиснуть в узкие рамки церковных правил). Чем чаще человек нарушает правила – тем более он чувствует себя виноватым («грешником»). А чем больше человек чувствует себя виноватым – тем легче им управлять. Кстати, эту задачу серьезно облегчает и идея «первородного греха» (на мой взгляд, гениальное пропагандистское изобретение). Ты вроде бы и не согрешил, а уже грешен. Так что ступай замаливать грех – и пожертвовать на храм тоже не забудь.

Путин – тоже от бога

Особого внимания заслуживает концентрация на теме «спасения души». В Интернете широко распространен юмористический текст, в котором различные религиозные и философские учения отвечают на вопрос: «Почему программы глючат?». Православный вариант ответа гласит: «Заботиться нужно не о том, чтобы программа работала, а о том, что с ней будет после деинсталляции». Точнее и не скажешь. Заботься о загробной судьбе своей души, в идеале – уйди в монастырь, постись, молись, а о мирской суете – забудь. В переводе на нормальный язык – не мешай серьезным людям кушать.

Ну и венец всего – идея божественного происхождения власти (любой власти). Куда там католикам с их «божественным правом королей»! У нас что ни власть – то и от бога. Включая, кстати, и Советскую власть – напрягите память, ваше святейшество и ваши преосвященства. Стало быть, всякий, выступающий против власти, тем самым бунтует и против бога, обрекая свою душу на гибель. Поскольку же, по выражению Бориса Кагарлицкого, «невозможно сменить систему, не меняя власти», РПЦ бдительно стоит на страже существующего режима. С позолоченным крестом наперевес.

Вот почему противопоставлять капитализм (уточним: капитализм, существующий в сегодняшней России) и православие – непростительная глупость. Это – две стороны одного явления, невозможные друг без друга.

И отправлять их на свалку истории тоже придется вместе. Иначе просто не получится.

Автор: Илья Федосеев

Источник: http://neofit.nnm.ru/pravoslavnaya_cerkov_i_rossijskij_kapitalizm

Док.фильм: Документальный фильм

Иллюстрации:


Царь, поп и богач
.


Ратник. Независимый интернет журнал.

Hosted by uCoz