80-летие легендарного самолётика
ПО-2
Самолет У-2 был создан конструкторским бюро Н.Н.Поликарпова в 1927 году под требования к самолету с двигателем М-11 для массового обучения летчиков в минимальные сроки, разработанные Научно-технической комиссией Управления ВВС РККА.
Первый вариант У-2, построенный в 1927 году, был не то чтобы прост - а примитивен. Поскольку скорость требовалась малая (по требованиям НТК УВВС - не свыше 120 км/час), был применен относительно толстый (14 % САХ) профиль крыльев для получения большего коэффициента подъемной силы. У-2 с толстым профилем крыльев представлял собой одностоечный биплан. Крылья его (прямоугольной формы без каких бы то ни было криволинейных очертаний) левые и правые, верхние и нижние были взаимозаменяемы; рули (высоты и направления) и оба элерона - также одинаковы и также взаимозаменяемы. Этот вариант самолета имел значение разрушающей перегрузки, равное 17, что было превзойдено только в относительно недавние времена с появлением самолета Су-26. Однако за счет излишнего увлечения технологичностью самолет показал неудовлетворительные скороподъемность (подъем на 1000 м за 11,5 мин; на 2000 м - за 29 мин) и потолок (2760 м) и не мог быть принят в эксплуатацию.
С учетом неудачного опыта постройки первого образца в том же 1927 году конструкторское бюро Н.Н.Поликарпова спроектировало и построило второй - с тем же мотором М-11 и под тем же названием.
Этот У-2 - У-2 классический, У-2, каким мы его знаем, каким он вошел в историю, - впервые поднялся в воздух 7 января 1928 года (испытывал М.М.Громов).
При испытаниях были отмечены исключительные противоштопорные качества У-2: при потере скорости самолет опускал нос и набирал скорость, в штопор не срывался, а будучи введен принудительно (для чего требовалось большое усилие) - выходил из него немедленно, как только рули ставились нейтрально.
У-2 некоторых серий не вводился в штопор даже при принудительной постановке рулей на ввод. В учебных авиационных организациях, имевших У-2 таких серий, для обучения курсантов штопору шли на хитрость: регулировкой расчалок перекашивали коробку крыльев, чем делали всё-таки возможным ввод такого самолёта в штопор. Понятно, что штопор эти самолёты могли выполнять только в одну сторону.
У-2 строился серийно с 1930 до 1953 г., всего было построено 33 тысячи экземпляров. Но и после прекращения выпуска самолета авиазаводами он продолжал строиться в мастерских и на ремонтных базах Аэрофлота по крайней мере до 1959 г.
До сего времени энтузиастами авиации собираются реплики самолёта У-2.
В 1944 г., после смерти Н.Н.Поликарпова, самолет получил в честь своего автора наименование По-2.
Основные данные самолёта У-2 (По-2)
Размах крыла, м 11,4
Длина, м 8,17
Площадь крыла, м2 33,15
Двигатель М-11, 100 л.с.
Масса, кг:
пустого 635
топлива 71
масла 10
экипаж 174
полная 890
Максимальная скорость у земли, км/час 150
Максимальная скорость на высоте 3000 м, км/час 111
Посадочная скорость, км/час 65
Время набора высоты 1000 м, мин 5,6
Время набора высоты 2000 м, мин 13,0
Время набора высоты 3000 м, мин 23,0
Практический потолок, м 3820
Продолжительность полёта, час 3,5
Дальность, км 400
Время виража, с 17
Разбег, м 70
Пробег, м 120
За время широкой эксплуатации самолет У-2 (По-2) был выпущен, кроме учебного, и в многочисленных вариантах для различных прмиенений. Это сельскохозяйственные варианты (У-2АП - "АП" означало "аэропыл"), санитарные варианты (С-1, С-2), пассажирский самолёт на два пассажирских места (разные варианты У-2 с индексом Л - "лимузин"). Имелись поплавковые варианты У-2.
Многочисленны были военные варианты У-2. Он применялся в качестве штабного, связного (У-2ШС), лёгкого ночного бомбардировщика (У-2ВС), ночного артиллерийского корректировщика и разведчика (У-2 НАК).
Большой потенциал развития, заложенный в У-2, позволил применять его в вариантах, в которых полётная масса его существенно превышала таковую У-2 учебного (У-2ВС брал на борт до 350 кг бомб, взлётный вес его достигал 1400 кг; санитарный вариант У-2 эксплуатировался во время Великой Отечественной войны в варианте пятиместном, причём двух носилочных раненых перевозили в двух специально для того устанавливаемых гондолах на крыльях).
Конструкция самолёта У-2 - деревянная, из сосны и фанеры, с полотняной обшивкой, узлы из мягкой стали. Стойки коробки крыльев - первоначально дюралюминиевые трубы каплевидного сечения, в дальнейшем - стальные круглые трубы с примотанными лентой на клее деревянными обтекателями.
Фюзеляж - с фанерной передней частью и расчалочной хвостовой. Верхняя грань хвостовой части фюзеляжа для удобства осмотра закрыта съёмным гаргротом из 1-мм фанеры.
Моторама на ранних сериях - в виде кольца, штампованного из 4-мм дюралюминия, стержни моторамы - стальные трубы с точёными вильчатыми наконечниками. С 1931 г. заменена цельносварной из стальных труб по образцу самолёта Ш-2.
Крылья - двухлонжеронные, профиль - ЦАГИ-541 с относительной толщиной 8,1%, с прямой нижней образующей. Лонжероны - коробчатые, нервюры - с фанерной стенкой и рейками-полками без пазов, прикреплёнными к фанере одним боком на клее и гвоздях. Клей использовался только казеиновый.
Стабилизатор - двухлонжеронный, с изменяемым на земле углом установки. Изменение угла установки стабилизатора осуществлялось путём перестановки заднего вильчатого болта на гребёнке лонжерона киля. Подкосы стабилизатора - стальные каплевилные трубы с регулировкой длины. Все обода крыльев и оперения - дюралюминиевые.
Шасси состоит из передних и задних подкосов, пары ленточных расчалок и оси. Задние подкосы - амортизационные из телескопических труб с траверсами, на которые намотан 13-мм резиновый шнур (по 16 м на каждый подкос). Колёса - спицевые 700 х 120 мм, бестормозные (на поздних сериях По-2 - 1950-х годов выпуска - тормоза стали устанавливаться). Костыль - ясеневый, ориентирующийся и управляемый вместе с рулём направления через витые пружины. Для эксплуатации самолёта зимой с заснеженных ВПП вместо колёс могли устанавливаться лыжи: главные - 2200 х 334 мм, хвостовая - 500 х 204 мм.
Проводка управления - тросовая, на прямых участках - проволочная.
Источник: Из интернета.
Иллюстрации:
Многочисленны были варианты У-2.
|