Мальчики и девочки – по-разному устроенные организмы
XX век можно назвать веком экспериментов. Каких только новшеств не изобретали! Поворачивали вспять реки, выращивали арбузы в зоне вечной мерзлоты, увлеченно экспериментировали в области экономики, государственного строительства, искусства, педагогики и психологии. Казалось, еще чуть-чуть - и люди всю окружающую жизнь перекроят на новый лад.
Однако многие эксперименты заканчивались конфузом, а то и катастрофами. Нарушалась экология, мелели моря, в атмосфере появлялись озоновые дыры. Да и более безобидные, на первый взгляд, новации далеко не всегда оборачивались в перспективе благом. Скажем, пятьдесят лет назад первоклашки писали перьевыми ручками, а сейчас пишут шариковыми и гелиевыми. Прогресс? - Еще недавно все в один голос сказали бы: "Да". Однако теперь частенько слышишь от ученых медиков, что именно переход на шариковые ручки в начальных классах способствует искривлению позвоночника и развитию близорукости. Что на самом деле вполне естественно. Попробуйте-ка писать перьевой ручкой, положив голову на тетрадку! Сразу насажаете с десяток клякс. А шариковой ручкой - пожалуйста! Калякай хоть стоя, хоть лежа. С соответствующим результатом для зрения и осанки. Подобных примеров можно привести достаточно много, и родители в последние годы стали с опаской относиться ко многим психолого-педагогическим экспериментам.
Поэтому когда люди слышат о раздельном обучении мальчиков и девочек, они поначалу воспринимают это в штыки. Дескать, хватит с нас нововведений! Зачем отступать от традиций? Сколько можно экспериментировать на детях?
Но в том-то и дело, что это вовсе не эксперимент! Вот уж поистине в данном случае как нельзя более уместно выражение, что "новое - это хорошо забытое старое". Ведь мальчики и девочки испокон веку, в течение тысячелетий (!) воспитывались и обучались раздельно. И только в XX в., да и то, в основном, во второй его половине, школы стали переходить к совместному обучению полов. Так что экспериментом является как раз совместное обучение школьников, и теперь, по прошествии 50 лет, пора, пожалуй, подвести некоторые итоги.
Так утверждают некоторые ученые, изучавшие работу мозга мальчиков и девочек: Т.Хризман, проф. В.Базарный. Может, утверждение это и несколько категорично, но, во всяком случае, информацию разный пол воспринимает по-разному. Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, сразу готовы действовать. А девочки смысл считывают хуже, им требуется для этого больше времени. Зато они более эмоциональны, тоньше чувствуют.
Скажем, одну и ту же общеизвестную сказку про Красную Шапочку мальчики и девочки слушают по-разному. Когда бабушка говорит: "Дерни за веревочку - дверь и откроется", мальчики остро реагируют только в первый раз, зная, что за дверью прячется Волк. Когда же эта фраза звучит во второй раз (Волк повторяет ее Красной Шапочке), девочки переживают еще сильнее, чем в первый раз. А у мальчиков реакция, наоборот, ослабевает, поскольку информация ими уже получена, в ней нет ничего принципиально нового.
Какой из этого следует вывод применительно к школе? - А такой, что мальчику не подходит традиционный прием "повторения и закрепления" материала. Его мозг не воспринимает повторов, автоматически выключается. Недаром именно мальчишек обычно дергают на уроке учителя: "Иванов, я тебя спрашиваю! Ты что, не слышишь?" А он и вправду не слышит - отключился. Девочки, напротив, все прекрасно слышат и во второй, и в пятый раз. Они послушно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях взрослых. Мальчик же замыкается в себе, начинает комплексовать... Поэтому, - говорят ученые, - учителям следует действовать по принципу: девочке повтори, мальчика ободри.
Но и подбадривать надо грамотно! Поскольку мальчик во всем ищет прежде всего смысл, то похвала, полученная им за работу, которая ему неинтересна или кажется бессмысленной, на него не подействует. А девочке одобрение взрослых важно само по себе. Она по природе более общительна, ее гораздо больше интересует социум. Она гораздо охотней выполняет неинтересную работу просто ради того, чтобы заслужить похвалу. Поэтому-то зубрилами обычно бывают именно девочки. Они могут заучивать наизусть текст, смысл которого им неясен. Мальчику же с его аналитическим складом ума бессмысленная зубрежка обычно бывает не под силу.
В подсознании любого человека есть так называемые архетипы - некие образы, восходящие к глубокой древности и общие для самых разных народов. Это как бы фундамент, на котором строится личность. Так вот, в снах и рисунках мальчиков и девочек фигурируют различные, часто полярные архетипические символы. У мальчиков это:
- символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли и т.п.);
- символы врага: драконы, роботы, монстры, змеи;
- символы силы и борьбы: меч, копье, лук, стрелы, крепость и т.п.
- символы победы: флаг, горн, колокол, крики "ура".
У девочек же в снах и рисунках совсем другая система символов. Это:
- символы материнства: куклы, невесты, детские кроватки или коляски;
- символы женственности, изящества, легкости, нежности: воздушные шарики, птички, принцессы;
- символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, посуда;
- символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы;
- символы женской красоты: цветы, яркие губы, глаза, шляпа.
Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоции, она проходит мимо. Что называется, в одно ухо влетает - в другое вылетает. В смешанных же классах различия во внутреннем мире мальчиков и девочек практически не учитывается. Преподавание рассчитано на некое бесполое, усредненное существо. Особенно от этого страдают мальчики. Ведь педагоги у нас, в основном, женщины, и потому психология девочек им все-таки гораздо понятней.
Конечно, у каждого характер человека свой, индивидуальный. Но есть характеристики поведения, что называется, сцепленные с полом. Мальчикам свойственны одни черты, девочкам - другие.
Вспоминается яркий пример. Мой старший сын очень плохо переносил детский сад, и я решила его устроить в маленькую частную группу, надеясь, что там он будет меньше болеть. И вот приходим мы к хозяйке мини-садика, знакомимся, беседуем. Все, казалось бы, ничего, только одна пятилетняя девочка с косичкой кажется мне странноватой. В чем причина, я понять не могу. Вроде бы нормальный ребенок, резвится, болтает, смеется. А впечатление неестественное. И только спустя пару дней я узнаю, что на самом деле это не девочка, а мальчик. Внук хозяйки мини-садика. Ей очень хотелось внучку, и когда родился внук, она, не пожелав отказываться от мечты, стала одевать и причесывать его по-девчачьи. Как вы, наверное, догадались, больше я своего сына в тот дом не водила. Страшновато доверять воспитание своего ребенка таким странным людям. Но речь сейчас не об этом, а о том, что даже в раннем возрасте половые отличия проявлены очень ярко. Прежде всего в рисунке поведения.
Мальчики обычно бывают более шумными, двигательно активными, азартными, смелыми, бесшабашными. Девочки в целом более грациозны, ласковы, сдержанны, аккуратны, усидчивы. Конечно, иная маленькая разбойница десятерых мальчишек за пояс заткнет, но женственности в ней-то как раз и маловато. У нее самой часто бывает чувство, что она только по ошибке родилась в девчоночьем облике. Естественно, воспитательный подход к мальчикам и девочкам в школе должен быть совершенно разным. Мальчику обычно бывает трудно высидеть целый урок, ему следует давать возможность двигательной разрядки. Да и после урока мальчишке жизненно необходимо сбросить напряжение, побегать, попрыгать, побороться с товарищами. А от него требуют, чтобы он вел себя чинно-благородно, как девочка, пишут замечания в дневнике, ставят плохие отметки, делают выговоры родителям. Таким образом можно лишь вызвать отвращение к школе. Что и происходит. В 95% случаев, по утверждению психиатров, так называемый "школьный невроз" развивается именно у мальчиков. Психологически мальчики вообще более уязвимы. Они легко попадают под влияние. Окруженные девочками одноклассницами и женщинами-педагогами, они легко перенимают женский тип поведения, становятся нерешительными, боязливыми. А у многих мальчиков еще и в семье нет мужского примера! В результате мальчик феминизируется, становится инфантильным, зависимым, безответственным, не может впоследствии стать главой семейства, быть авторитетом для своих собственных детей. Во всех странах, где практикуется смешанное обучение, это сейчас очень большая проблема. При раздельном обучении и этих проблем удалось бы избежать. Конечно, при условии, что преподавать у мальчиков будут, в основном, мужчины, лучше понимающие мальчишечью психологию и, соответственно, более терпимые к их выходкам.
Почти до окончания школы девочки бывают выше, крупнее, сильнее мальчиков. Это, естественно, порождает комплексы. Мальчишки пасуют перед девчонками, девчонки их колотят, показывают мальчикам свое превосходство. Психологически они тоже развиваются быстрее, опережая мальчиков на как минимум на пару лет. К подростковому возрасту одноклассники начинают казаться им маленькими, неинтересными, девочки начинают открыто их презирать.
Да и учатся девочки поначалу лучше мальчиков, поскольку берут за счет хорошего почерка, усидчивости и аккуратности. Мальчики чувствуют себя неудачниками, а это часто порождает отказ от учебы. При раздельном же обучении мальчик оказывается равным среди равных, и здесь играют роль только его способности и характер. Это дает мальчикам большой толчок к развитию. Показатели учебы среди мальчиков в таких классах гораздо выше, чем при смешанном обучении.
Наверное, многие из вас наблюдали такую картину: женщина выговаривает подросткам за плохое поведение - они и в ус не дуют или даже дерзят, а стоит подключиться мужчине - сразу притихнут, почувствовав силу. Это особенность мальчишеской психологии.
Вот что рассказала мне известный детский врач-психиатр ГАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА КОЗЛОВСКАЯ: "Когда к нам обращаются с жалобами на неуправляемость, непослушание ребенка, мы всегда интересуемся взаимоотношениями в семье. Как правило выясняется, что папа, даже при его наличии, исключен из воспитательного процесса. Мама выступает во всех ипостасях, а папа лежит на диване, смотрит телевизор и ни во что не вмешивается, не пользуется авторитетом. Ребенок же в таком случае проявляет яркое неповиновение. Он хамит, дерзит, может даже набрасываться на мать, кусаться, рвать ее вещи. Так агрессивно он реагирует на то, что мать пытается им командовать. В конце концов, измученная мать приводит его к врачам, и мы первым делом советуем ей изменить взаимоотношения в семье. Если она следует нашему совету, то вдруг выясняется, что когда те же самые указания дает ребенку отец, ребенок подчиняется. А маму слушаться отказывался! Причем как правило, такую реакцию дают именно мальчики. Они подсознательно чувствуют, что положение, при котором в семье командиром является мать, ненормально, и бунтуют."
Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе. Мариванна кричит-разрывается, а у мальчишки на его скучающей физиономии написано: "Да кто ты такая, чтобы на меня орать?" А учителю-мужчине часто даже голоса повышать не надо - мальчишки и так его слушаются. Если же он вдобавок интересно ведет уроки - ему вообще смотрят в рот и ходят за ним табуном. Так что раздельное обучение (опять-таки при притоке в школы педагогов-мужчины!) может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины.
Школа - место, где дети получают не только знания, но и социальные навыки. Очень многие установки, усвоенные в школьном возрасте, остаются у людей на всю жизнь. А теперь вдумаемся: какая основа взаимоотношений полов закладывается при совместном обучении? Удается ли воспитать у девочек уважение к мальчикам, а у мальчиков - романтическое, заботливое, трепетное отношение к девочкам? Увы, с каждым поколением этот идеал отдаляется от нас все больше и больше. И далеко не последнюю роль тут играет то, что мальчики и девочки с детсада растут вместе, сидят рядом на горшках и сызмальства знают друг друга вдоль и поперек. В противоположном поле уже нет флера тайны, которая манит, интригует, притягивает. Девочки не воспринимают мальчиков как сильный пол, потому что одноклассники слабее их. Испытывая давление, мальчики либо подчиняются девочкам, становясь подкаблучниками, либо занимают оборонительную позицию, воспринимая девчонок как своих врагов. Ни то, ни то, разумеется, не способствует формированию рыцарских чувств.
При раздельном обучении ситуация коренным образом меняется. Мальчики и девочки перестают конкурировать в классе, и если в воспитании мальчиков основной упор делается на развитии мужественности, а в воспитании девочек - женственности, то в их взаимоотношениях происходит явная перемена к лучшему. Мальчики проявляют галантность и заботу о девочках, а девочки не пытаются доминировать, подражая сорванцам, а стараются произвести впечатление своими хорошими манерами, умением красиво накрыть на стол, приготовить что-то вкусное.
И в нашей стране, и за рубежом все больше школ возрождает традицию раздельного обучения мальчиков и девочек. В Англии есть целые графства, перешедшие на эту систему. У нас тоже появляются такие опыты. В Москве, правда, их пока немного. Провинция оказалась расторопнее. В республике Коми, например, таких школ уже 500. Во многих местах создаются не отдельные школы, а отдельные классы для мальчиков и для девочек. На переменах и после уроков ребята общаются, а занимаются раздельно. И учителя, и родители довольны результатами.
Автор: Татьяна ШИШОВА
Источник: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=24202
Иллюстрации:
Ратник. Независимый интернет
журнал.