Всякий человек, мало-мальски интересующийся историей постсоветской России,
наверняка обратил внимание на такой факт. Как только контуры нового порядка в
достаточной мере обозначились (а произошло это уже в конце 80-х годов прошлого
века), новая – а также, собственно, и старая – власть активно заинтересовалась
религией. Причем не религией вообще (в скобках заметим, что к метафизическим
вопросам правители СССР-России испытывали ничуть не большую тягу, чем их
предшественники), а именно старинным русским православием, РПЦ. Появились
публикации, воспевающие эту церковь, заговорили о возрождении духовности
(кстати, читатель, позвольте дать вам совет: как только вы услышите слово
«духовность» – покрепче держитесь за свой кошелек), в церковный карман водопадом
хлынуло всевозможное добро: здания, музейные иконы, всяческие налоговые льготы,
высшие государственные чиновники валом повалили в церковь, неумело, но весьма
энергично крестясь…
Разумеется, не стоит удивляться, что эта страсть оказалась взаимной, и церковные
иерархи принялись взахлеб расхваливать новую власть. РПЦ по самой своей сути так
устроена, что склонна поддерживать любую власть – от ордынских ханов до
новорусских президентов. Ведь всякая власть от бога – не так ли, господа архи- и
просто иереи?
Странно (во всяком случае, на первый взгляд) другое. Зачем церковь вдруг
понадобилась власти, уже открыто вступившей на путь капитализма? Заметившие это
в начале 90-х юмористы изощрялись в шутках о том, что новые правители, дескать,
очень уж грешны, и потому стремятся поскорей замолить свои грехи. Однако,
думается, если в этой шутке и есть доля истины, то она настолько мала, что ею
можно и пренебречь.
Капитализм бывает разный
На самом деле, конечно, РПЦ нужна власти лишь для одной цели: идеологического
оформления и оправдания капитализма. Я понимаю, что предыдущая фраза вызвала у
многих читателей недоумение: принято считать, что духу капитализма в наибольшей
мере отвечает протестантизм, в то время как православие как раз антибуржуазно.
Тем не менее, никакого противоречия здесь нет, стоит только разобраться.
Как известно, капитализм бывает разный – или, точнее, мировая капиталистическая
система в разных странах проявляет себя по-разному. Лошадиная голова, знаете ли,
тоже не похожа на лошадиный хвост, даже если они принадлежат одному и тому же
коняге. Совершенно естественно, что и идеологическое (в том числе и религиозное)
обеспечение в разных странах тоже требуется различное.
Если рассуждать отвлеченно, ситуация выглядит следующим образом. Столкнувшись с
пороками капитализма, человек оказывается перед выбором из трех вариантов: он
может либо смириться, либо попытаться изменить мир, либо попытаться изменить
свое положение в мире. Совершенно очевидно, что по-настоящему революционен и
опасен для капиталистического миропорядка лишь второй путь, остальные для него
вполне приемлемы.
Распространенная в странах Запада протестантская модель поведения ориентирована
на третий путь. Поскольку протестантизм культивирует индивидуальный успех, то
наемный работник (шире – вообще человек, принадлежащий к общественным «низам»),
следующий его заповедям, озабочен, прежде всего, повышением своего материального
и социального положения. А такой человек не опасен для капиталистической
системы. Во-первых, он следует правилу «каждый сам за себя», и потому одинок (а
одиночка может быть опасен системе лишь в голливудских боевиках). К тому же,
поглощенный мечтами о карьере, он вкалывает как вол – что тоже весьма полезно
для капитализма и капиталистов. Наконец, достигнув успеха, он полностью рвет
связи со своими прежними собратьями по классу – для него они уже не товарищи, а
враги, «чернь», угрожающая общественному и его личному благополучию. Здесь
уместно вспомнить старый анекдот о только что крестившемся еврее, который,
выходя из церкви, презрительно бросает своему соплеменнику: «Пошел вон,
жидовская морда!».
Протестантизм не годится
Однако, как легко догадаться, протестантская идеология (я специально употребляю
здесь не слово «религия», а более широкий термин) может быть эффективна лишь в
«метрополии», то есть странах капиталистического «центра». Там всегда существует
избыток ресурсов, достаточный для поддержания массового «среднего класса».
Мечтающий об успехе человек из «низов» видит, что попасть в ряды «среднего
класса» при должном старании и везении вполне реально – и это становится целью
его жизни (надеюсь, все помнят, что такое «великая американская мечта»?).
Гениальный принцип «divideetimpera» работает безотказно.
Но увы – излишек ресурсов существует далеко не везде. Кое-где, напротив,
наблюдается их недостаток, иначе бы и излишков не было. К числу таких стран
относится и Россия. В таких странах, конечно, возможен некий аналог западного
«среднего класса», но массовым ему никогда не стать. Наоборот, существует
огромная пропасть между богатыми и бедными.
Культ индивидуального успеха здесь обречен – поскольку все понимают, что такой
успех невозможен. Ты можешь вкалывать как проклятый – но из своего социального
слоя, а тем более класса, выпрыгнуть не сможешь (исключения, конечно, есть, но
они лишь подтверждают правило).
Стало быть, здесь нужно идти по первому пути – проповедовать смирение. Конечно,
этот путь менее эффективен, поскольку заставить человека смириться – означает,
по сути, сломать его, а без сопротивления сделать это невозможно. Но другого
выбора нет.
В этом и состоит задача РПЦ. Культивирование рабской покорности (и власти, и
духовным авторитетам, и обстоятельствам, и судьбе по имени «бог»), жизнь по
строгому регламенту, осознание собственной изначальной греховности – все это
должно заставить человека безропотно принять существующий в мире и стране
социальный порядок, якобы санкционированный свыше.
Министерство духовных дел
Собственно, эту же роль РПЦ играла и при царском режиме – со времен Петра I (а
фактически, и раньше) она была пропагандистским придатком государственной
машины, своего рода «министерством духовных дел», обеспечивающим стабильность в
стране. Разумеется, тогда условия благоприятствовали ей в этом гораздо больше,
нежели сейчас: единственный вид СМИ – газеты – был недоступен крестьянам,
составлявшим большинство населения страны (следует учитывать и отсутствие у них
образования), и потому церковная проповедь оказывала громадный пропагандистский
эффект.
Вряд ли сейчас церковные иерархи мечтают о возвращении тех благословенных времен
– они, будучи людьми неглупыми, прекрасно понимают, что это невозможно. Однако
немалые возможности у РПЦ все же остались, а главное – есть платежеспособный
спрос со стороны государства.
Вряд ли я открою Америку, если скажу, что с точки зрения современного
российского режима идеальный житель страны – человек не только бесправный, но
даже и не подозревающий о том, что он может иметь какие-то социальные, а тем
паче политические права. И церковь активно занимается воспитанием такого
человека – по сути, раба, в списке добродетелей которого главное место занимает
смирение.
Наработанный за долгие века арсенал методов оказывает ей в этом огромное
содействие. Взять хотя бы гигантский перечень дел, которые церковь считает
«греховными» или «недушеспасительными». Расчет прост: чем больше запретов, тем
чаще человек их нарушает (все-таки жизнь нельзя втиснуть в узкие рамки церковных
правил). Чем чаще человек нарушает правила – тем более он чувствует себя
виноватым («грешником»). А чем больше человек чувствует себя виноватым – тем
легче им управлять. Кстати, эту задачу серьезно облегчает и идея «первородного
греха» (на мой взгляд, гениальное пропагандистское изобретение). Ты вроде бы и
не согрешил, а уже грешен. Так что ступай замаливать грех – и пожертвовать на
храм тоже не забудь.
Путин – тоже от бога
Особого внимания заслуживает концентрация на теме «спасения души». В Интернете
широко распространен юмористический текст, в котором различные религиозные и
философские учения отвечают на вопрос: «Почему программы глючат?». Православный
вариант ответа гласит: «Заботиться нужно не о том, чтобы программа работала, а о
том, что с ней будет после деинсталляции». Точнее и не скажешь. Заботься о
загробной судьбе своей души, в идеале – уйди в монастырь, постись, молись, а о
мирской суете – забудь. В переводе на нормальный язык – не мешай серьезным людям
кушать.
Ну и венец всего – идея божественного происхождения власти (любой власти). Куда
там католикам с их «божественным правом королей»! У нас что ни власть – то и от
бога. Включая, кстати, и Советскую власть – напрягите память, ваше святейшество
и ваши преосвященства. Стало быть, всякий, выступающий против власти, тем самым
бунтует и против бога, обрекая свою душу на гибель. Поскольку же, по выражению
Бориса Кагарлицкого, «невозможно сменить систему, не меняя власти», РПЦ
бдительно стоит на страже существующего режима. С позолоченным крестом
наперевес.
Вот почему противопоставлять капитализм (уточним: капитализм, существующий в
сегодняшней России) и православие – непростительная глупость. Это – две стороны
одного явления, невозможные друг без друга.
И отправлять их на свалку истории тоже придется вместе. Иначе просто не
получится.
Автор: Илья Федосеев
Источник: http://neofit.nnm.ru/pravoslavnaya_cerkov_i_rossijskij_kapitalizm
Док.фильм: Документальный фильм
Иллюстрации:
Ратник. Независимый интернет
журнал.