Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но
стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное
количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований»
со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть
инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение
для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной
резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан
ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее
и тому подобное.
Далее. Если мне нужен стакан сейчас как инструмент для пития, то мне совершенно
не важно знать, вполне ли цилиндрическая его форма и действительно он сделан из
стекла, но зато важно знать, чтобы в дне не было трещины, чтобы нельзя было
поранить себе губы, употребляя этот стакан, и т.п. Если же мне нужен стакан не
для питья, а для такого употребления, для которого годен всякий стеклянный
цилиндр, тогда для меня годится и стакан с трещиной в дне или даже вовсе без дна
и т.д.
Логика формальная, которой ограничиваются в школах (и должны ограничиваться – с
поправками – для низших классов школы), берет формальные определения,
руководствуясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и
ограничивается этим. Если при этом берутся два или более различных определения и
соединяются вместе совершенно случайно (и стеклянный цилиндр и инструмент для
питья), то мы получаем эклектическое определение, указующее на разные стороны
предмета и только.
Логика диалектическая требует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно
знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования».
Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности
предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая
логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит
иногда Гегель), изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан
не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана,
употребление его, связь его с окружающим миром. В-3-х, вся человеческая практика
должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как
практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х
диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, что истина всегда
конкретна», как любил говорить вслед за Гегелем покойный Плеханов. […]
Я, разумеется, не исчерпал понятия диалектической логики. Но пока довольно и
этого. Можно перейти от стакана к профсоюзам и к платформе Троцкого.
Автор: Владимир Ильич Ленин
Ратник. Независимый интернет
журнал.