Евразийством называется
При этом евразийцы не были вовсе географическими детерминистами (в чем их часто
обвиняли и обвиняют их пристрастные критики). Воззрения евразийцев восходили
к русской православной философии всеединства, русской софиологии. Отсюда они
позаимствовали идею живой Природы, взаимодействующей с людьми в их историческом
творчестве (а свобода исторического творчества, по мысли евразийцев, ничуть не
противоречит наличию Премудрого Промысла Божьего, как учил еще Августин
Блаженный Божий Промысел и человеческая свобода диалектически связаны).
Оттуда же — и идея симфонической коллективной личности, которой, по мнению
евразийцев, являются не только отдельные народы России, но и вся евразийская
цивилизация, «многонародная евразийская нация».Евразийская группа принадлежала
к тем немногим (так называемым «пореволюционным») группам в белой эмиграции,
которые относительно положительно расценивали Октябрьскую революцию. В ней
евразийцы видели ответ русского народа на реформы Петра, на безумную
вестернизацию, приведшую к отрыву дворянства и интеллигенции России от народа,
пробуждение от вековой спячки здоровых национальных сил — русского простонародья
и других народов
Евразийская группа существовала около 20 лет
Через несколько лет после возникновения евразийское движние
раскололось на «правых» и «левых». К лидерам первых принадлежали П. Н. Савицкий,
Н. С. Трубецкой, Н. Н. Алексеев и другие основатели группы. К лидерам вторых —
Д.
Во всем мире «правыми» называют сторонников усиления государства, пусть даже
в ущерб интересам широких масс, клерикалов, консерваторов, «левыми» же —
напротив, сторонников широких социальных программ, позволяющим не бросать
обездоленных на произвол судьбы, светских идеологий, новаций. Таково существо
дела, а если определенная политическая группа, образно говоря, «напяливает на
себя чужой кафтан» (как, например, современные российские либералы Гайдар,
Хакамада, Немцов, а также Явлинский, которые будучи по взглядам умеренными
пробуржуазными «левыми» — левее их только классические коммунисты западного типа
и анархисты — то есть противниками Церкви и ее политического влияния,
сторонниками ограничения функций государства, все же называют себя «правыми»),
то этот смехотворный факт говорит лишь о политической безграмотности их лидеров
и сторонников. Евразийство в целом — по ту сторону «левого» и «правого», это
русский вариант Консервативной Революции, не укладывающийся в прокрустово ложе
современных, «слишком современных» классификаций. Евразийство в целом
провозглашает и провозглашало совмещение с одной стороны сильного государства
(власти одной партии, руководствующейся евразийской идеологией) и с другой
стороны — широкой народной демократии (прав Советов, представляющих все слои
общества), с одной стороны — достойной, значительной роли в обществе
традиционных конфессий Евразии — Православия, Ислама, Буддизма, с другой
стороны — светский характер евразийского государства и евразийской идеологии. Но
внутри самого евразийства — вспомним шеллинговский закон полярности всего и вся
в бытии — есть два «центра сил», которые, в принципе, можно обозначить как
«правый» и «левый». Исходя из сказанного, ясно, что с точки зрения формальной
«правые евразийцы» должны быть за усиление государства, роли религии и ее
представителей в общественной жизни, за большую долю частного сектора
в многоукладной экономике будущей Евразии, «левые евразийцы» — за усиление
Советов при наличие жесткой партийной вертикали, за светскость общества
и идеологии, где бы религиозные институты, Церковь претендовали на духовную, но
не на политическую, несвойственную им власть, за большую долю общественной
и государственной, социалистической собственности. Повторимся, теоретически так
и должно быть, но реальная историческая обстановка
Насмешкам и издевкам подвергают «левых евразийцев» современные либеральные
«исследователи» и «интерпретаторы» евразийства, а по сути — его враги.
Иронически указывают на то, что «левые»
История классического, эмигрантского евразийства, строго
говоря, закончилась в
С началом перестройки появляется интерес к евразийству, выходят статьи, а потом
и книги самих евразийцев, их критиков, сторонников, проходят евразийские
конференции, возникают евразийские издания и группы. Начинается третья стадия
в эволюции евразийства — неоевразийство. В настоящее время в РФ существует две
политические партии евразийской ориентации — Евразийская партия России во главе
с А. В. Ниязовым и партия «Евразия» во главе с А. Г. Дугиным, общества
сторонников учения Льва Гумилева и т.п. Однако, легко заметить, что на настоящий
момент наличествуют попытки возродить более или менее аутентичный вариант лишь
«правого евразийства». Это можно увидеть на примере, пожалуй, самой известной
евразийской политической организации России — партии «Евразия». Мы оставим
в стороне вопрос о ее аутентичности классическому евразийству (хотя определенные
ее программные заверения и широко известные проекты — например, проект
геополитического союза России и государств СНГ с Европейским союзом против США
противоречат учению классиков евразийства, которые считали, что весь Запад,
включая и Европу и США являются единой,
Что из себя должно представлять и за что выступать
современное «левое евразийство»? Исходя из сказанного легко нарисовать его
программу в общих чертах.
Левое евразийство выступает против прозападного курса современного российского
режима, поскольку осознает, что Запад, куда входят и Европа и США, является
цивилизацией, которая уже почти тысячу лет (начиная с 12 века, когда Римский
Папа объявил крестовый поход против православных и тевтонские рыцари вторглись
на север России) противостоит России и стремится ее ослабить и подчинить. Тем
более это касается современного, капиталистического Запада, верхушки
«глобального капитализма». который стремится подчинить себе ресурсы всей
планеты, так что противостояние России уже вписывается у него в общую стратегию
противостояния всем незападным странам.
Левое евразийство выступает против капитализма, поскольку видит в нем
патологический, бесовский общественный строй, где господствуют алчность,
потребительский инстинкт, ненависть между людьми. Кроме того, современный
российский капитализм носит компрадорский, олигархический характер и по сути,
есть лишь инструмент, при помощи которого Запад выкачивает отсюда наши ресурсы.
А построить иной, «хороший» капитализм (впрочем, как уже говорилось мы не верим
в хороший капитализм, это все равно что говорить «хороший блудник или убийца»)
сам Запад тут не даст.
Левое евразийство выступает против культурной экспансии западной
Левое евразийство выступает против лукавого буржуазного толкования принципа
светскости государства, при котором равноправными объявляются все организации,
которые называют себя «религиозными», и выходит, что «равноправны» Русская
Православная Церковь и так называемая «Церковь Муна». Левые евразийцы против
практики третирования традиционных конфессий Евразии и скрытой поддержки
нетрадиционных сект, пришедших с Запада и разъедающих русскую, евразийскую
ментальность.
Левые евразийцы против балагана буржуазной демократии, многопартийности,
парламентаризма, которые являются ширмой, скрывающей истинную власть
капиталистического общества — крупные
Левые евразийцы против аморального возвеличения спекулянтов и мошенников,
и высмеивания и уничижения честных людей труда, против антинародных
капиталистических реформ, тотальной приватизации, сворачивания советских
социальных программ и льгот.
Левые евразийцы выступают за собственный, самобытный путь развития российской,
евразийской цивилизации, за интеграцию всех бывших республик Советского Союза на
основе нового федеративного договора, за беспощадную борьбу с попытками Запада
укрепиться на исконно российских евразийских территориях, за самостоятельную
и могучую новую Евразийскую Федерацию.
Левые евразийцы за реальный социализм, поскольку это общество, где в наибольшей
степени реализован идеал социальной справедливости, где каждый, независимо от
финансового состояния и происхождения, может развить свои способности и принести
пользу всем, где эгоистические интересы индивида, не ставятся выше общественных,
и наоборот все — для ближнего, для народа, для государства, для Родины.
Социализм в отличие от капитализма не только соответствует требованиям
религиозной морали, но и адекватен менталитету российских, евразийских народов.
Социализм, в отличии от капитализма, позволил совершить индустриальный рывок
и сделаться России стальной, ядерной, могущественной. А отказ от социализма был,
как показала недавняя история, отказом и от национального суверенитета, и от
целостности государства, и от его мощи, и, наконец, от национальной
идентичности.
Левые евразийцы люди религиозные, и, конечно, они осуждают гонения на Церковь
и религию, которые имели место в СССР
Левые евразийцы выступают за прямую демократию Советов — от Совета подъезда до
Совета Федерации, и в то же время за однопартийную систему, при которой Партия
была бы «сердцем общества», его авангардом, площадкой встреч всех мнений
и выработки решений, учитывающих все интересы. Партия и Советы в Евразийском
Государстве неразделимы, как неразделимы в теле человека скелет и ткани. Левые
евразийцы выступают за идеократию. Государство должно руководствоваться не
выгодами правящих групп, как при капитализме, а едиными общенациональными целями
и задачами, демократически обсужденными, открыто провозглашенными и принявшими
форму Евразийской Идеологии, которая должна воплощаться в жизнь всем обществом.
Идеология не может быть застывшей и догматичной, именно закостенение
коммунистической идеологии повергло в кризис Советский Союз и привело его
к гибели, идеология должна развиваться и адекватно отвечать на вызовы времени.
Это одна из главных задач Партии и Советов.
Левые евразийцы за многоукладную экономику с перевесом социалистического
сегмента, за бесплатное образование, здравоохранение, за социальные льготы людям
труда и помощь малоимущим. Все разговоры об «уравниловке», «естественном
расслоении общества», «потакании социально пассивным» есть следствия
капиталистического принципов «человек человеку волк» и «падающего толкни» —
принципов
Политическими противниками современных левых евразийцев,
безусловно, являются буржуазные
Главнейшим, стратегическим политическим союзником левых евразийцев являются
коммунисты России — нынешняя КПРФ. Идеи русского коммунизма чрезвычайно близки
левым евразийцам. Опора на советское наследие представляется им единственно
возможным политическим реализмом (все остальные партии России — от либералов до
монархистов и нацистов, по сути, «висят в воздухе», совершенно беспочвенны,
потому что, отвергая советское прошлое, лишают сами себя опоры на имеющиеся
реалии). Коммунисты — союзники левых евразийцев не только в борьбе с нынешним
компрадорским капитализмом, но и в будущем строительстве русского, евразийского
социализма. Левых евразийцев отличает от русских коммунистов немногое: левые
евразийцы — люди религиозные и потому, считая, что «мир во зле лежит», они не
верят, что на Земле можно построить идеальное общество — коммунизм, поэтому их
требования не выходят за пределы «реального социализма» — наилучшего из
несовершенных земных обществ. Наконец, левые евразийцы мыслят не в категориях
общечеловеческого прогресса, а в категориях теорий локальных цивилизаций. Левые
евразийцы считают, что лишь «в Царстве небесном нет ни эллина, ни иудея», а на
Земле по Промыслу Божьему люди разделены на народы и цивилизации. Стремление
смешать все народы и цивилизации в одном «котле» есть стремление выстроить новую
вавилонскую башню и тем самым оно неприемлемо для левых евразийцев. Итак, левые
евразийцы — противники глобализации, какой бы она не была — современной,
капиталистической, или рисующейся в весьма отдаленном будущем, коммунистической.
Осознавая все свои отличия от коммунистов, левые евразийцы должны понимать, что
более близкого политического и идеологического союзника, чем коммунисты у них
нет и не будет.
Мы говорим здесь о левом евразийстве как о уже свершившемся факте. Так оно
и есть, современное левое евразийство уже существует — как масса беспартийных
соратников КПРФ — но оно до сих пор не осознавало себя как левое евразийство.
Самоосознание поможет лучшему пониманию своей позиции. Левые евразийцы не должны
организовываться в
Автор: Рустем ВАХИТОВ
Вахитов Рустем Ринатович родился 16 октября 1970 года в городе Уфе.
Кандидат философских наук. Сфера научных интересов — философия науки, теория
идеологии, семиотика, диалектика, советская цивилизация, философия евразийства,
философия традиционализма, русская религиозная философия.
Пишет стихи, прозу, философские эссе, активно занимается политической
публицистикой. Стихи и проза публиковались в уфимских газетах и журналах
(«Вечерняя Уфа», «Ленинец», «Истоки», «Бельские просторы»), и в центральных
изданиях («Юность», «Арион»). Участник поэтических сборников «По ту сторону
глаз», «Посещение Амура», «Голоса вещей».
Публицистические статьи выходили, помимо республиканских. башкирских изданий, в
газете «Советская Россия». В 2002 году стал лауреатом премии «Слово к народу»
газеты «Советская Россия». Постоянный автор интернет-ресурсов «Евразийский
вестник», «Интернет против телеэкрана», «Философская газета», «Гулькин Парнас».
С середины 90-х был автором и соавтором нескольких интеллектуальных проектов —
соредактором литературного альманаха «КоРифей» (1997), редактором альманаха на
страницах газеты «Истоки» «Евразийский проект» (с 2000 по 2002 год вышло 11
номеров). С 2000 года — заместитель главного редактора журнала Башкирского
отделения Российского философского общества «Философская мысль», руководитель
междисциплинарного «Евразийского семинара» и Уфимского религиозно-философского
общества им. А. Ф. Лосева. По политическим взглядам —
левый евразиец. Живет и работает в г. Уфе. Женат, воспитывает сына.
Источник: Из интернета.
Загрузить фильм:
Смотри также:
Иллюстрации:
Ратник. Независимый интернет
журнал.