От политических солдат – к политическим партизанам
В эпоху постмодерна расслоенность последователей определённой идеологии
будет служить ей на пользу.
Современный мир при всех его очевидных пороках в сравнении с эпохой модерна
имеет одно несомненное преимущество: сама природа нынешнего информационного,
медиакратического и «смыслократического» общества облегчает задачу трансляции
идеологий и дискурсов, радикально противостоящих этому обществу. Оптимальной
формой для самоорганизации политических сил, по каким-либо причинам не
обладающих в данный момент доступом к рычагам власти и медиа-ресурсам, является
сетевая форма.
Сеть, о которой идет речь, по словам испанского социолога и теоретика
информационного общества Мануэля Кастельса, «представляет собой открытые
структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов,
если те способны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют
аналогичные коммуникационные коды». В современном мире очевидна ключевая роль
сетевого - горизонтального, нелинейного и неиерархического способа организации.
Основным каналом производства, передачи и анализа информации становится
Интернет, имеющий открытую «ризоматическую» структуру. Горизонтальный сетевой
принцип лежит в основе как «нового терроризма», так и легальных структур
гражданского общества – что не может не привлечь внимания теоретиков и стратегов
сетецентричных войн (в этом смысле особый интерес представляют разработки
вице-адмирала Артура К. Сибровски, и монография экспертов RAND Corporation Джона
Аркильи и Дэвида Ронфельдта: Arquilla, J. and D. Ronfeldt, Networks and Netwars:
The Future of Terror, Crime, and Militancy - RAND: Santa Monica, CA, 2001).
Ризоматическая сеть, как форма организации политического процесса, стала
предметом изучения лишь в самое последнее время. В данном случае мы хотели бы
обратить внимание на работу видного британского политолога Роджера Гриффина,
посвященную анализу этого явления, и недавно переведенную на русский язык (Griffin
Roger. From Slime Mould to Rhizome: An Introduction to the Groupuscular Right,
Patterns of Prejudice, 2003; перевод см. в сборнике «Верхи и низы русского
национализма» под ред. А. Верховского. М. 2007).
Предметом исследований Гриффина является «послевоенная правая» - совокупность
движений, интеллектуальных центров, фракций, групп и группок, возникших после
Второй мировой войны в Европе и США, и объединяющих сторонников
праворадикальных, национал-революционных, «новых правых» и «третьепутистских»
идей. Сразу отметим, что идеология и практика некоторых упоминаемых Гриффином
националистических групп не представляется для нас приемлемым, притом, что сам
способ самоорганизации «правой сети» является безусловно интересным – как с
теоретической, так и с практической точки зрения.
Согласно Гриффину, для изучения данного явления абсолютно не подходит
инструментарий, пригодный для описания классических политических партий и
общественных движений. В результате «мириады крошечных и зачастую эфемерных,
совершенно не запоминающихся группок», включенных в сеть, остаются вне внимания
исследователя, хотя в целом эта сеть представляет собой серьезный политический
феномен. По словам Гриффина, это то же самое, как если бы астрономы изучали
только такие небесные объекты как галактики, сверхновые и красные карлики, но
игнорировали бы пояса астероидов, субатомные частицы и «темное» вещество,
которое, согласно последним исследованиям, составляет большую часть Вселенной.
В связи с этим Гриффин вводит понятие «группускулярности». Группускулы (в
дословном переводе «маленькие группы», «группки») представляют собой с одной
стороны небольшие политические образования, а с другой - узлы сети, имеющие
общие признаки.
«Группускула характеризуется отказом от каких-либо попыток создать массовую
базу последователей, притязаний на широкие круги электората», - отмечает
исследователь. Группускулы обладают незначительным количеством активных членов
(поэтому их нельзя причислить к партиям или движениям), и существуют на
принципах полной организационной автономии (поэтому к группускулам нельзя
отнести партийные фракции и даже ячейки Движения сопротивления времен Второй
мировой). «Тем не менее, их влияние и значение расширяются благодаря той
легкости, с которой они способны объединиться с другими группками, идеология и
тактика которых в достаточной мере подходит для осуществления конкретной
деятельности», - продолжает Гриффин. - В результате группускула обретает образ
двуликого Януса, совмещая организационную автономность и способность к
объединению или усилению влияния других схожих формаций. Таким образом, мы
видим, что это позволяет группускулам – в ситуации их совместного влияния на
политику и общество – образовывать неиерархическое, бесцентровое (или, скорее,
многоцентровое) движение с постоянно меняющимися компонентами, не имеющее лидера
и обладающее подвижными границами».
На основе имеющихся обзоров группускул автор делает вывод о том, что
некоторые из них выполняют по большей части идеологическую функцию, другие
играют преимущественно координирующую роль, третьи специализируются на
протестных выступлениях и акциях прямого действия, а четвертые могут сочетать в
себе все три функции. При этом «узкоспециализированные и индивидуализированные
группки имеют гораздо большее значение в качестве единого целого, чем суммы
составных частей». Автор добавляет, что сама природа группускулы «придает особую
значимость активному использованию Интернета, через который она распространяет
свои принципы среди сторонников и налаживает связи с единомышленниками по всему
миру».
Таким образом, на смену «политическому солдату» эпохи модерна приходит
своеобразный «политический партизан», действующий по собственному разумению без
приказа сверху, но иногда согласовывающий эти действия с такими же партизанами.
Описывая природу «группускулярной правой» Гриффин приводит куда менее
«героическую» аналогию - пример из области биологии простейших. Массовые партии
он уподобляет слизевикам (миксомицетам) – гибридной форме жизни, состоящей из
бесчисленного множества одноклеточных организмов. Несмотря на отсутствие
центральной нервной системы, эта колония может перемещаться подобно моллюску,
руководствуясь одним лишь сознанием – такова же природа массовых движений,
выглядящих как единый целеустремленный организм, обладающий сплоченностью и
витальностью.
Группускулы не нуждаются в имитации существования единого живого
сверхорганизма. Здесь уместнее другое сравнение – в данном случае Гриффин
использует термин «ризома», введенный Жилем Делезом и Феликом Гваттари. В
частности, он пишет: «Когда мы применяем концепцию ризомы к группускулярной
правой, мы подчеркиваем ее динамическую природу в качестве поликратического
(имеющего множество центров управления – М. М.) движения, указывая на то, что
она не функционирует как единый организм, имеющий, подобно дереву, главный
корень, ветви, листовой полог или же четко определенные внутренние и наружные
части, начало и конец». Напротив, она ведет себя как запутанная корневая система
травянистых или корнеплодных растений, демонстрируя то, что по Делезу и Гваттари
является признаками ризомы: «множественные источники и начала, которые
переплетаются и соединяются друг с другом».
Вспышки спонтанной активности, порождающие и питающие группускулы, образуют
узлы силового поля или сети радикальной политической энергии, которая
поддерживает жизнеспособность и жизнестойкость организма в качестве единого
целого. В данном случае прямая аналогия – Интернет, который нельзя вывести из
строя, выключив какой-то из его компонентов – так как во «Всемирной паутине»
отсутствует центр управления.
Важнейшее условием появления, становления и выживания группускулярной сети -
среда, в которой она может функционировать, и от которой подпитывается. В случае
группускулярной правой, которая, согласно Гриффину, не имеет прямой или
косвенной государственной поддержки, такой средой является так называемое
«негражданское общество». Если гражданское общество прилегает к пространству,
которое занимает официальная партийная политика, и «является ключевым механизмом
реализации гуманистических традиций и усвоения демократических традиций в
либеральных обществах» (заметим, что сам Роджер Гриффин придерживается именно
либеральных взглядов), то «негражданское общество» - это «тот сегмент
гражданского общества, без которого идеи внепарламентского протеста,
антилиберальные идеологии и антисистемная политика не могут принять
организационные формы».
В заключение можно добавить, что с нашей точки зрения, описанная автором
модель функционирования политических сетей универсальна: автономные группускулы,
подключенные к этим сетям, не обязательно должны иметь антисистемную
направленность или придерживаться ультра-радикальной идеологии. По такому
принципу может функционировать любая сеть, независимая от
партийно-государственной власти и «институтов гражданского общества»,
патронируемых этой властью.
Автор: Михаил Мошкин.
Источник: Из интернета.
Смотри также:
|