РАЗГАДАНА ТАЙНА ГИБЕЛИ МАШЕРОВА?
ЕЩЕ ОДНО РАССЛЕДОВАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ТРАГИЧЕСКОЙ СМЕРТИ ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК
КОМПАРТИИ БЕЛОРУССИИ
4 октября 1980 г. в 14 часов 35 минут от здания ЦК Компартии Белоруссии в Минске
отъехала автомашина «Чайка». На переднем сидении, рядом с водителем, находился
Машеров, на сидении сзади - офицер охраны. Впереди и следом за «Чайкой»
пристроились две «Волги» - машины сопровождения. Петр Миронович, как обычно,
отправился в ближайшие колхозы, чтобы самому оценить состояние озимых всходов.
Однако на этот раз сделать это суждено не было... Через 29 минут на Московском
шоссе произошло дорожно-транспортное происшествие: в мчавшуюся на большой
скорости «Чайку» врезался грузовик, внезапно выскочивший на встречную полосу.
Так трагически оборвалась жизнь Машерова, кандидата в члены Политбюро ЦК партии,
руководителя белорусских коммунистов. За всю историю Советского Союза не было
случая, когда в подобных обстоятельствах погибал руководитель столь высокого
ранга. Проведенное на самом высоком уровне расследование сделало заключение:
гибель Машерова - результат несчастного случая. Виновным был признан, а затем и
осужден водитель грузовика.
Петру Мироновичу Машерову было 62 года. В минувшую войну он командовал
партизанским отрядом, умело нанося удары по фашистам и вовремя уводя товарищей
от преследования карателей. Машеров 15 лет руководил делами в Белоруссии,
возглавляя коммунистов республики. При нем Белоруссия по всем показателям шла
впереди остальных советских республик. Жители республики любили Петра Мироновича,
потом они говорили, что лучшее время их жизни прошло при нем. Трагическая гибель
Машерова была воспринята в республике как большое горе.
Сочувствуя белорусам, многие долгое время все же считали гибель Машерова, если
можно так выразиться, трагедией не союзного, а все же республиканского масштаба.
Однако позже, в свете дальнейших событий - разрушения Советского Союза и
реставрации в стране капитализма, - уход Машерова с политической арены предстал
в ином ракурсе. Дело в том, что Машеров должен был со дня на день выехать в
Москву, где на предстоящем пленуме ЦК партии должен был рассматриваться вопрос о
назначении его на пост главы советского правительства. Многие стали задаваться
вопросом: а что было бы со страной, если бы в ее высшем руководстве появился
такой человек, как Машеров? Многих не оставлял вопрос: гибель Машерова - это
несчастный случай или политическое убийство?
Те, кто занимался собственным расследованием, разделились на два лагеря: одни в
конце концов соглашались с официальной версией, другие же считали, что гибель
Машерова специально подстроена и за ней кто-то стоит в Москве: то ли Брежнев, то
ли Андропов. Сторонником последней версии был, в частности, Валерий Легостаев,
один из помощников члена Политбюро ЦК КПСС Е. Лигачева. В статье «Гебист
магнетический» Легостаев утверждает, что Машеров стал жертвой политического
убийства в пользу Андропова (см. газ. «Завтра», N4, 2004 г.). Есть и другие «расследователи»,
которые стремятся развеять подозрения в отношени Андропова. В конце прошлого
года на центральном телевидении прошла передача «Следствие вели...» с Леонидом
Каневским, в которой была предпринята такая попытка. В передаче, в частности,
утверждалось, что Машерова в Москву якобы пригласил Андропов. Это не
соответствует действительности. Брежнев завел разговор с Машеровым о переходе на
работу в Москву еще летом 1980 г., во время Олимпийских игр. Говорят, что глава
советского правительства Косыгин высоко отзывался о деловых качествах Машерова и
поддерживал перевод Машерова на работу в Москву. В указанной телепередаче также
утверждалось, что «Андропов, придя к власти, собирался вызвать Машерова в
Москву». Подобное утверждение звучит по меньшей мере странно: Андропов «пришел к
власти», т.е. стал генсеком партии, лишь через два года после гибели Машерова.
Авторы передачи делают вывод: смерть Машерова - несчастный случай, и Андропов к
ней не имеет отношения.
У тех, кто считал Андропова причастным к гибели Машерова, было немало довольно
убедительных аргументов, не хватало только одного: доказать, что случившаяся
автокатастрофа была действительно подстроена по указанию Андропова. Мы
попытаемся устранить этот пробел.
Когда расследуется загадочное убийство, прежде всего ищут ответ на вопрос: кому
это выгодно? Попробуем и мы ответить на этот вопрос.
Машеров переезжает в Москву и возглавляет правительство. Со временем в связи с
преклонным возрастом и болезнями Брежнева встанет вопрос об избрании нового
генсека партии. Первым и несомненным кандидатом на этот пост стал бы Машеров.
Амбиции Брежнева были бы удовлетворены появлением нового поста в партийной
структуре - председателя КПСС. В этом случае путь к вершине партийной власти для
Андропова был бы закрыт наглухо. Перед Андроповым, рвущимся к власти, встал бы
гамлетовский вопрос: быть или не быть? И он решает, возможно, и не только он:
Быть! Но для этого необходимо избавиться от конкурента. Дискредитировать
Машерова невозможно, его репутация безупречна. Остается единственный способ -
устранить Машерова физически. Тем более, что у всесильного шефа КГБ есть
необъятная власть, надежные люди и необходимые средства. О подобных намерениях
свидетельствуют и следующие события:
1. За две недели до гибели Машерова заменяется руководство КГБ в Минске.
2. Руководитель личной охраны Машерова, который 13 лет успешно обеспечивал
безопасность Машерова, переводится на другую работу.
3. Мощный машеровский автомобиль «ЗИЛ», который мог выдержать столкновение с
любым транспортным средством, в те дни отправили в ремонт.
4. О выезде Машерова в область не сообщили в службу ГАИ и, в нарушение
существующего правила, милицейские посты на трассе не были выставлены.
5. Головная машина сопровождения была обычной белой «Волгой», т.е. не в
милицейском оформлении, не была оборудована проблесковыми маячками и звуковой
сиреной оповещения.
Эти явно преднамеренные нарушения установленных правил безопасности
свидетельствуют о том, что создавались условия, при которых дорожно-транспортное
происшествие становилось более вероятным.
А теперь рассмотрим, что непосредственно привело к автокатастрофе и гибели
Машерова.
1. «Чайка» Машерова в сопровождении двух машин «Волга» на большой скорости
движется по Московскому шоссе в сторону области. Интервал между ними 60-70
метров.
2. Навстречу кортежу один за другим следуют два грузовика. Обозначим впереди
идущую машину грузовик N1, а следующую за ней - грузовик N2.
3. Кортеж Машерова и грузовики приближаются друг к другу. Внезапно головная
«Волга» сопровождения выезжает на встречную полосу, а затем быстро возвращается
во главу кортежа.
4. Грузовик N1 резко тормозит. Водитель грузовика N2, пытаясь избежать
столкновения, тормозит и резко крутит руль влево и оказывается на встречной
полосе. Мгновение - и раздается страшный грохот: «Чайка» Машерова врезается в
грузовик. Все, кто был в «Чайке», погибают. Водитель грузовика чудом остается
жив.
В ходе допроса водителю грузовика был задан вопрос, почему он выехал на
встречную полосу? Водитель объяснил: пытаясь избежать столкновения с грузовиком,
он не повернул вправо, так как там были деревья и он боялся разбить машину.
Шофер повернул влево, т.к. полагал, что встречная полоса свободна. Он также
заявил, что не видел никакой «Волги» с сигнальными огнями и не слышал звука
сигнальной сирены.
Дотошный читатель, прочитав вышеизложенное, может возразить: да, несомненно,
все, что вы здесь рассказываете, довольно интересно и дает пищу для размышления.
Но откуда следует, что эта трагическая автокатастрофа - действительно результат
спланированного убийства?
Сказанному трудно возразить. Действительно, в этой цепи доказательств не достает
последнего, завершающего звена. Найдем ли мы его когда-нибудь? Но дело в том,
что искать его не надо, оно уже найдено. Возможно, кто-то обнаружил его, но не
придал ему значения, возможно, другие поняли его значение, но предпочитают по
каким-то причинам не распространяться о нем.
Возьмем книгу Н. Зеньковича «Покушения и инсценировки от Ленина до Ельцина»
(Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2004) и откроем на 420-й странице. Здесь приводится часть
протокола допроса водителя грузовика N2 Пустовита. Следователь спрашивает:
«Почему вы сели на хвост впереди шедшему грузовику?». Пустовит отвечает: «Перед
этим я обогнал кран, который потом растаскивал наши машины. Я вообще никогда
никому на хвост не садился (А теперь - внимание!), но этот ехал больно странно -
то 60, то 80. Никак не мог его обогнать...».
Итак, что же мы узнали? А узнали мы то, что водитель грузовика N1 вел себя
как-то странно. Он не позволял грузовику N2 обогнать себя, но держал его как бы
на привязи и ждал только сигнала, чтобы резко затормозить и вынудить его
выскочить на встречную полосу. Другим соучастником преступления был водитель
белой «Волги» сопровождения. Его задача как раз и заключалась в том, чтобы
сообщить водителю грузовика N1 о приближении «Чайки» Машерова. Таким сигналом и
стал выезд белой «Волги» на встречную полосу, а затем возвращение во главу
кортежа. И еще одна деталь: почему белая «Волга» не была оснащена световой и
звуковой сигнализацией? А для того, чтобы водитель грузовика N2 не узнал, что на
трассе появилась правительственная машина и не предпринял необходимых мер
предосторожности. Таков сценарий убийства Машерова, разработанный на Лубянке.
Итак, как же следует ответить на вопрос: гибель Машерова - это несчастный случай
или политическое убийство? Все говорит о том, что гибель Машерова - это,
несомненно, политическое убийство, замаскированное под несчастный случай.
Сегодня многие задаются вопросом: а что бы было, если бы Машеров, став генсеком
партии, возглавил руководство Советским Союзом? Как известно, история не любит
таких вопросов. Но все же?
Можно предположить, что Андропову пришлось бы покинуть партийный олимп - хотя бы
по состоянию здоровья. Горбачёв никогда бы не появился со своей лжеперестройкой.
На политической арене страны не было бы и Ельцина с его предательством в
Беловежской Пуще, с его разрушением Советского Союза. Преодолев политический
кризис, наша страна при таком руководителе, как Машеров, получила бы новый
импульс для своего развития. Не исключено, что удалось бы сохранить и
содружество социалистических стран, к разрушению которого приложил руку Горби.
Разумеется, враги Советского Союза как внешние, так и внутренние, видели в лице
Машерова угрозу своим замыслам, тем самым, которые, к нашему несчастью, им
удалось осуществить. И во многом потому, что они смогли - путем убийства -
устранить с политической арены Машерова.
Возможно, некоторые читатели подумают: а не хватил ли автор через край,
приписывая гибели Машерова столь далеко идущие последствия? Что ж, сомнения -
хорошая штука.
Но я не исключаю, что статья может породить не только сомнения, но и праведный
гнев тех, кто в юбилейные дни приходит к зданию ФСБ (в прошлом - КГБ, НКВД, ОГПУ
и ЧК), чтобы возложить цветы к мемориальной доске, на которой бронзовыми буквами
сообщается, что здесь 15 лет работал на посту председателя КГБ СССР «выдающийся
политический деятель Советского Союза» Ю.В. Андропов. Правда, есть и другие
сомневающиеся, которые задают вопрос: а не внес ли этот «выдающийся политический
деятель Советского Союза» свой посильный вклад в разрушение этого самого
Советского Союза? Откуда такие сомнения? Ну вот, например. Не так давно наши
официальные власти объявили генерала Олега Калугина предателем, который работал
на иностранную разведку. Но также известно, что Андропов, еще будучи
председателем КГБ, был осведомлен о том, что его подчиненный работает «налево».
И что же? Калугин был схвачен за руку и понес заслуженное наказание? Ничуть!
Андропов переводит Калугина в Ленинград на должность заместителя руководителя
Лениградского управления КГБ. Но и там Калугин не остепенился: было установлено,
что он пытался выйти на связь с высокопоставленным сотрудником ЦРУ США,
прибывшим в Ленинград. Подобную любовь Андропова к Калугину кое-кто пытается
объяснить тем, что вынесение сора из кагэбешной избы стало бы «проколом» для
первого чекиста и серьезно повредило бы его имиджу. Но дает ли такой странный
поступок основание считать Андропова «выдающимся политическим деятелем
Советского Союза»? Некоторые задаются вопросом: а не следует ли внести поправку
в текст мемориальной доски, а, может быть, и вовсе снять ее, чтобы не вызывать
иронических улыбок у проходящих?
Чтобы положить конец всякого рода сомнениям, возникает необходимость прежде
всего вновь расследовать обстоятельства гибели в автокатастрофе Петра Мироновича
Машерова, действительно замечательного советского руководителя. И хотя после
этой трагедии прошло 27 лет, есть и юридическое основания, чтобы вернуться к
этому делу - пересмотреть ранее вынесенное решение по вновь открывшимся
обстоятельствам...
Автор: Д. ВЕСЕЛОВСКИЙ
Источник:
http://duel.ru/200751/?51_4_1
Иллюстрации:
Петр Миронович Машеров. |