18 марта 1965 г. человек впервые покинул корабль и оказался в открытом космосе.
Март 1965 г. выдался на редкость холодным, совсем не чувствовалось наступления весны. Снегом были покрыты не только пески пустыни, но и сооружения всего стартового комплекса. На космодроме готовился к штурму космоса экипаж космического корабля «Восход-2».
18 марта ровно в 10 часов был дан старт космического корабля «Восход-2» с экипажем в составе Павла Ивановича Беляева и Алексея Архиповича Леонова. Корабль вышел на заданную орбиту с параметрами: максимальная высота 497,7 километра, минимальная высота 173,5 километра, период обращения 90,944 минуты, скорость корабля при прохождении точки орбиты с максимальной высотой над поверхностью Земли на первом витке составляла 7,31, с минимальной высотой - 7,70 километра в секунду.
Космический корабль «Восход-2», как и «Восход-1», пилотируемый многоместный аппарат, но с некоторыми конструктивными особенностями. На корабле дополнительно установлена шлюзовая камера для выхода космонавта в космическое пространство и возвращения его в корабль. Камера сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически с помощью специального механизма с электроприводом, так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.
Для выхода космонавта в космическое пространство служит люк в верхней части шлюзовой камеры, снабженный герметизирующей крышкой, которая также могла открываться и автоматически и вручную. В шлюзовой камере размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.
Для выхода космонавта из корабля в космическое пространство был разработан специальный скафандр. Он имеет многослойную герметичную оболочку, с помощью которой внутри скафандра поддерживается избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имеет специальное покрытие для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, для того чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космическое пространство.
Необходимые жизненные условия для космонавтов при выходе одного из них в космическое пространство обеспечивались системой вентиляции скафандров и кислородного питания экипажа. В случае разгерметизации кабины происходит автоматическое переключение на снабжение кислородом и вентиляцию за счет запасов сжатого кислорода и воздуха, имеющихся на борту корабля. Управление шлюзованием осуществлял командир корабля П.И.Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться А.А.Леоновым с пульта, установленного в шлюзовой камере. Шлем скафандра имеет двойное герметичное остекление и защитный фильтр, которые обеспечивают космонавту достаточный обзор и предохраняют глаза от воздействия солнечных лучей.
До полета П.И.Беляев и А.А.Леонов тренировались в скафандрах в самолете-лаборатории, где был помещен макет «Восхода-2» со шлюзовой камерой. Здесь космонавты отрабатывали все операции по выходу в космос и возвращению в кабину. Тренировки проходили в условиях кратковременной невесомости при полете самолета по баллистической кривой.
Космический корабль «Восход» достиг максимальной высоты, равной 497,7 километра. А это значит, что его экипаж установил абсолютный мировой рекорд высоты. До этого ни один пилотируемый космический летательный аппарат не был на такой высоте.
Как только «Восход-2» начал свободный полет в космосе на пассивном участке, А.А.Леонов вместе с командиром корабля П.И.Беляевым стал готовиться к эксперименту по выходу в космическое пространство.
В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду космонавт А.А.Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство. Человек впервые покинул корабль и оказался в открытом космосе.
Алексей Леонов был связан с кораблем фалом длиной 5,35 метра. В процессе свободного плавания Алексей Леонов удалялся от шлюзовой камеры на полную длину фала. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой своего друга и был готов, если это потребуется, оказать ему необходимую помощь.
После выполнения ряда экспериментов А.А.Леонов в 11 часов 47 минут вошел в шлюзовую камеру корабля. А в 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк, начался наддув шлюзовой камеры. Таким образом, летчик-космонавт Алексей Леонов находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Итак, А.А.Леонов находился в открытом космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд.
После возвращения в кабину А.А.Леонов вместе с П.И.Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Космонавты проводили медико-биологические исследования, решали вопросы космической навигации, наблюдали и изучали атмосферу Земли и т.д.
В конце 18-го витка 19 марта 1965 г. по радиотелеметрическим каналам с Земли были поданы команды на автоматический спуск корабля. Но в работе автоматической системы ориентации и приземления обнаружились некоторые неполадки. Об этом было доложено на Землю. Через 30 секунд на борт корабля поступило разрешение использовать ручное управление. Какую силу воли, выдержку должен был иметь командир корабля П.И.Беляев, чтобы принять правильное и своевременное решение на спуск! Ведь все операции по включению систем приземления рассчитаны по долям секунды.
В 11 часов 19 минут 00 секунд П.И.Беляев вручную включил систему ориентации, потом ввел в действие тормозную двигательную установку. В 12 часов 02 минуты 17 секунд «Восход-2» приземлился в 180 километрах северо-западнее города Перми. Корабль опустился в тайге среди высоких елей в глубокий снег. Летчик-космонавт А.А.Леонов в отчете о полете на космическом корабле «Восход-2» и выполнении эксперимента по выходу в космическое пространство сообщил:
«Выход из корабля осуществлялся с помощью специальной системы шлюзования. Управление системой производилось из кабины командиром корабля. Специальный скафандр и автономная система обеспечения жизнедеятельности обеспечили безопасное выполнение эксперимента в условиях глубокого вакуума и при свободном плавании в космосе.
Все системы корабля по управлению выходом и автономные системы скафандра в процессе эксперимента работали безотказно. В процессе эксперимента по окончательным уточненным данным я находился в условиях космоса в течение 23 минут 41 секунды, при этом 12 минут 09 секунд в свободном плавании. При выходе в космос и возвращении на корабль непрерывно поддерживал связь с командиром корабля, а также с Землей. Отход от корабля производился на расстояние до 5,35 метра, на полную длину фала. Свободное плавание в космосе выполнялось в течение нескольких отходов и подходов к кораблю. В процессе свободного плавания я производил наблюдения и выполнял эксперименты в соответствии с программой полета. Из космоса отлично наблюдается поверхность Земли, горизонт и просматриваются детали корабля. Находящиеся в тени части корабля были достаточно хорошо освещены отраженными от Земли лучами Солнца.
Мое самочувствие при выполнении эксперимента по выходу, при работе в свободном космосе, при возвращении в корабль, а также в процессе дальнейшего полета было отличное. Я был полностью уверен в добротности скафандра, не сомневался в надежности оборудования и систем жизнеобеспечения. Некоторые выводы:
- выход из корабля в открытый космос вполне возможен и теперь не является для человека чем-то загадочным;
- человек в специальном скафандре с соответствующими автономными системами жизнеобеспечения может в космосе не только существовать, но и выполнять определенные целенаправленные и координированные операции;
- в космосе можно вести работы физического характера, проводить научные наблюдения.
После полета чувствую себя хорошо. Состояние организма осталось таким же, как перед вылетом».
20 октября 1965 г. ФАИ утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, установленный советским космонавтом А.А.Леоновым, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета космического корабля «Восход-2» - 497,7 километра, установленный летчиками-космонавтами П.И.Беляевым и А.А.Леоновым. Международная авиационная федерация присудила Алексею Леонову свою высшую награду - Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство во время полета корабля «Восход-2», летчику-космонавту СССР П.И.Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.
В итоге суточного полета на корабле «Восход-2» П.И.Беляев и А.А.Леонов преодолели расстояние, равное 717 262,01 километра, и пробыли в космосе, находясь на корабле, 26 часов 02 минуты 17 секунд.
Автор: Иван БОРИСЕНКО,спортивный комиссар космонавтики ФАС СССР.
Источник: Из интернета.
Иллюстрации:
В скафандре над планетой.
Тысячелетиями мечтал человек о полете в космос. Сколько красивых легенд и сказок складывали об этом люди во все времена и на всех континентах... И вот Человек над нашей планетой. Он уже даже не в кабине космического корабля, а сам свободно плавает над Землей. Впервые в мире это осуществил советский космонавт Алексей Леонов. Несколько минут он находился в свободном полете и доказал, что выход в открытый космос не является теперь для человека чем-то загадочным, что в космосе можно вести физические работы, проводить научные наблюдения. Исторические минуты первого выхода Человека в открытый космос! Со скоростью 28 тысяч километров в час летит в скафандре над планетой советский космонавт...
Этот рисунок – "автопортрет" Алексея Леонова.
Ратник. Независимый интернет
журнал.