В последнее время мы наслушались навязчивой болтовни на тему «о национальном
лидере». Да, во всякой стране, а в России особенно, необходим всеми ценимый
предводитель, лидер нации. Но кто и за что может быть удостоен искреннего
признания и доверия народа? Сегодня мы произносим имя – ЛЕНИН. Составим
«Независимую экспертизу» из свидетельств весьма авторитетных ленинских
современников. Какие черты и достоинства прежде всего выделяли они в облике
Ленина, признавая его лидером новой России?
Жан-Ришар Блок (Франция): «Произошла та встреча, какая бывает лишь раз в
тысячелетие, встреча величайшего ума и народа, чей дух воплощался в этом уме,
равно как воплощались в нем народные чаяния, народная мощь и все возможности,
заложенные в России, и в конце концов они стали едины. Это органическое слияние
гения одного человека с гением народа предполагает наличие огромной любви,
безграничной веры, беспредельного великодушия, сверхчеловеческой способности
жертвовать собой, забывать себя. О какой любви идет речь? О любви к народу, его
породившему. О какой вере? О вере в силы этого народа. Все это было в Ленине.
Критический ум, алмаз чистый и острый, ограждал эти достоинства от упрощений
любого вида. Неукротимая физическая и интеллектуальная энергия была подчинена у
Ленина величайшей и разностороннейшей силе ума».
Герберт Уэллс (Великобритания): «Он обладал личным авторитетом,
основанным на здравом смысле и прозорливости, проявившихся в ходе революции.
Именно тогда он стал человеком, к которому обращались все в случае опасности или
сомнений. Он обладал силой простоты цели, соединенной с остротой мысли».
Альберт Эйнштейн (Германия): «Я уважаю в Ленине человека, который всю
свою силу с полным самопожертвованием своей личности использовал для
осуществления социальной справедливости. Его метод кажется мне нецелесообразным.
Но одно несомненно: люди, подобные ему, являются хранителями и обновителями
совести человечества».
Мартин Андерсен-Нексе (Дания): «Сама внешность Ленина, его простота
обличали в нем человека нового времени. Разговаривая с ним, каждый самый простой
человек чувствовал, что перед ним один из тех необыкновенных людей, кто
рождается раз в столетие, а может быть, и в тысячелетие; и этот редкостный
человек, здороваясь с ним за руку, говорил: «Расскажи мне что-нибудь о себе, о
своей жизни».
Ленин, который был умнее всех, чутко прислушивался к голосу и биению сердца
простых людей, учился у них, возвышал их самих и их дела, показывал, что рядовой
человек и его труд – основа жизни. Уже одно это было наградой за тысячелетнее
прозябание; никогда раньше не стоял перед простым людом человек, так хорошо
знавший его самого и его жизнь, как Ленин.
Поэтому Ленин всегда занимал особое место в сердцах рабочих, и никакая травля и
клевета не могли изменить их отношения к нему».
Джон Рид (США): «Ничего, что напоминало бы кумира толпы, простой, любимый
и уважаемый так, как, быть может, любили и уважали лишь немногих вождей в
истории. Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему
интеллекту, чуждый какой бы то ни было рисовки, не поддающийся настроению,
твердый, непреклонный, без эффектных пристрастий, но обладающий могучим умением
раскрыть сложнейшие идеи в самых простых словах и дать глубокий анализ
конкретной обстановки при сочетании проницательной гибкости и дерзновенной
смелости ума».
Ромен Роллан (Франция): «У Ленина – никаких иллюзий! Никакого бегства в
иллюзию! Ему свойственно чувство реального – могучее, постоянное, никогда не
изменяющее ему чувство. И те, кому оно не дано, те, кто бежит деяния, вызывают у
него беззвучный смех, где слышатся насмешка, ирония, снисходительная жалость и
легкое презрение…
Это чувство реального он привносит даже в мечту искусства. Он любит искусство,
он к нему вовсе не равнодушен, как это утверждали некоторые. Он прекрасно знает
и любит классиков. Он читает и перечитывает Толстого, наслаждается им, он им
гордится как соотечественником и спутником в мире мысли. Он считает себя
некомпетентным в области современной поэзии, но у него достаточно интуиции,
чтобы почувствовать в Маяковском союзника и одобрить его бичующую политическую
сатиру…»
Альберт Рис Вильямс (США): «Один из секретов ленинской силы заключается в
его потрясающей искренности. Он искренен со своими друзьями. Он, конечно,
радуется всякий раз, когда на сторону революции становится новый боец, но не
станет рисовать розовыми красками условия работы и будущие перспективы, чтобы
привлечь на свою сторону хотя бы одного человека. Скорее, он склонен изображать
вещи в более мрачных тонах, чем они есть в действительности…
Ленин откровенен даже со злейшими врагами. Один англичанин, рассказывая об
удивительной искренности Ленина, говорил, что Ленин высказал приблизительно
следующую позицию: лично я ничего против вас не имею. Однако политически вы мой
противник, и я должен использовать все средства, чтобы нанести вам поражение.
Ваше правительство занимает такую же позицию в отношении меня. Ну что ж, давайте
поищем возможности жить, не мешая друг другу.
Эта печать искренности лежит на всех его публичных выступлениях. Ленину чужды
обычные атрибуты государственного деятеля-политикана: обман, словесная мишура и
рисовка. Сразу чувствуется, что он не может обмануть, если бы даже и захотел. Он
не может сделать этого по той причине, в силу которой не может обманывать самого
себя: он обладает научным подходом и верит в неотразимую силу фактов».
Максим Горький (Россия): «В России, стране, где необходимость страдания
проповедуется как универсальное средство «спасения души», я не встречал, не знаю
человека, который с такой глубиной и силой, как Ленин, чувствовал бы ненависть,
отвращение и презрение к несчастиям, горю, страданию людей…
Для меня исключительно велико в Ленине именно это его чувство непримиримой,
неугасимой вражды к несчастиям людей, его яркая вера в то, что несчастие не есть
неустранимая основа бытия, а – мерзость, которую люди должны и могут отмести
прочь от себя.
Я бы назвал эту основную черту его характера воинствующим оптимизмом
материалиста. Именно она особенно привлекала душу мою к этому человеку, Человеку
– с большой буквы.
…Меня восхищала ярко выраженная в нем воля к жизни и активная ненависть к
мерзости ее, я любовался тем азартом юности, каким он насыщал все, что делал.
Меня изумляла его нечеловеческая работоспособность. Его движения были легки,
ловки, и скупой, но сильный жест вполне гармонировал с его речью, тоже скупой
словами, обильной мыслью. И на лице, монгольского типа, горели, играли эти
острые глаза неутомимого борца против лжи и горя жизни, горели, прищуриваясь,
подмигивая, иронически улыбаясь, сверкая гневом. Блеск этих глаз делал речь его
еще более жгучей и ясной.
Иногда казалось, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами и
слова, насыщенные ею, блестят в воздухе. Речь его всегда вызывала физическое
ощущение неотразимой правды».
Антонио Грамши (Италия): «…Ленин, по свидетельству всех, кто с ним
когда-либо сталкивался, показал себя величайшим государственным деятелем
современной Европы, человеком, пользующимся безграничным влиянием в массах,
зажигающим в народах энтузиазм, пробуждающим в них чувство сознательной
дисциплины; человеком, который благодаря своему могучему уму способен повести за
собой все мировые социальные силы, могущие быть использованными на благо
революции; человеком, легко распознающим и парализующим самые изощренные козни
буржуазных государственных деятелей».
Томас Манн (Германия): «Ленин, без всякого сомнения, был явлением
эпохальным, был человеком-правителем нового, демократического стиля, заряженным
энергией, сгустком могучей воли и аскетизма…»
Поль Вайян-Кутюрье (Франция): «У этого гиганта мысли и воли не могло быть
места душевным драмам. Твердая уверенность в правоте своего дела, ни одного
колебания, отклонения от раз намеченной цели. Ленин-интеллигент умел мыслить,
как рабочий. Ленин-оратор говорил без пустых фраз и трескотни. Человек,
потрясший весь мир, в чьем сознании беспрерывно переваривалось все, чем жил и
дышал этот мир, — этот человек сохранил в себе до конца сознательной жизни
удивительную способность чувствовать и мыслить, как китайский кули, как
носильщик-негр. Угнетенный аннамит, индус были ему так же понятны, были такой же
открытой книгой, как петроградский металлист, как парижский текстильщик, как
шахтер из Новой Виргинии. Ленин – это законченный образ нового человека; он
являлся для нас прообразом человека будущего».
Теодор Драйзер (США): «Русский народ, освобожденный Лениным, никогда не
допустит, чтобы его снова превратили в раба. Он будет бороться, проникнутый
духом Ленина. В исходе этой борьбы я не сомневаюсь. Ленин, его Советское
государство восторжествуют.
Каков бы ни был ближайший исход этой борьбы, Ленин и его Россия, гуманность и
справедливость, которые он внес в управление страной, в конечном счете победят».
Судите ж теперь: может ли претендовать на роль национального лидера
правитель страны, не владеющий национальной идеей и общенародными целями; не
слышащий голоса миллионов простых людей; не желающий решать жгучих вопросов
социальной справедливости; вероломно попирающий элементарные принципы
демократии; предающийся иллюзиям всеобщего поклонения и вселенского миролюбия…
В свое время Бернард Шоу заметил, что абсолютная власть пагубно воздействует на
сознание человека – «он в большей или меньшей степени трогается умом». И
начинаются трансформации в обществе. «Такие, как Вашингтон или Ленин, — признает
английский писатель, — с честью выходят из испытания… Подлинная способность
руководить сопровождается чувством реальности, которое спасает человека от
обольщения властью».
Автор:
Источник: http://sovross.ru
Смотри также:
Иллюстрации:
Ратник. Независимый интернет
журнал.