2008-04(17)

Национальный лидер

22 апреля – День рождения Владимира Ильича Ленина (1870–1924)

В последнее время мы наслушались навязчивой болтовни на тему «о национальном лидере». Да, во всякой стране, а в России особенно, необходим всеми ценимый предводитель, лидер нации. Но кто и за что может быть удостоен искреннего признания и доверия народа? Сегодня мы произносим имя – ЛЕНИН. Составим «Независимую экспертизу» из свидетельств весьма авторитетных ленинских современников. Какие черты и достоинства прежде всего выделяли они в облике Ленина, признавая его лидером новой России?

Жан-Ришар Блок (Франция): «Произошла та встреча, какая бывает лишь раз в тысячелетие, встреча величайшего ума и народа, чей дух воплощался в этом уме, равно как воплощались в нем народные чаяния, народная мощь и все возможности, заложенные в России, и в конце концов они стали едины. Это органическое слияние гения одного человека с гением народа предполагает наличие огромной любви, безграничной веры, беспредельного великодушия, сверхчеловеческой способности жертвовать собой, забывать себя. О какой любви идет речь? О любви к народу, его породившему. О какой вере? О вере в силы этого народа. Все это было в Ленине. Критический ум, алмаз чистый и острый, ограждал эти достоинства от упрощений любого вида. Неукротимая физическая и интеллектуальная энергия была подчинена у Ленина величайшей и разностороннейшей силе ума».

Герберт Уэллс (Великобритания): «Он обладал личным авторитетом, основанным на здравом смысле и прозорливости, проявившихся в ходе революции. Именно тогда он стал человеком, к которому обращались все в случае опасности или сомнений. Он обладал силой простоты цели, соединенной с остротой мысли».

Альберт Эйнштейн (Германия): «Я уважаю в Ленине человека, который всю свою силу с полным самопожертвованием своей личности использовал для осуществления социальной справедливости. Его метод кажется мне нецелесообразным. Но одно несомненно: люди, подобные ему, являются хранителями и обновителями совести человечества».

Мартин Андерсен-Нексе (Дания): «Сама внешность Ленина, его простота обличали в нем человека нового времени. Разговаривая с ним, каждый самый простой человек чувствовал, что перед ним один из тех необыкновенных людей, кто рождается раз в столетие, а может быть, и в тысячелетие; и этот редкостный человек, здороваясь с ним за руку, говорил: «Расскажи мне что-нибудь о себе, о своей жизни».
Ленин, который был умнее всех, чутко прислушивался к голосу и биению сердца простых людей, учился у них, возвышал их самих и их дела, показывал, что рядовой человек и его труд – основа жизни. Уже одно это было наградой за тысячелетнее прозябание; никогда раньше не стоял перед простым людом человек, так хорошо знавший его самого и его жизнь, как Ленин.
Поэтому Ленин всегда занимал особое место в сердцах рабочих, и никакая травля и клевета не могли изменить их отношения к нему».

Джон Рид (США): «Ничего, что напоминало бы кумира толпы, простой, любимый и уважаемый так, как, быть может, любили и уважали лишь немногих вождей в истории. Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему интеллекту, чуждый какой бы то ни было рисовки, не поддающийся настроению, твердый, непреклонный, без эффектных пристрастий, но обладающий могучим умением раскрыть сложнейшие идеи в самых простых словах и дать глубокий анализ конкретной обстановки при сочетании проницательной гибкости и дерзновенной смелости ума».

Ромен Роллан (Франция): «У Ленина – никаких иллюзий! Никакого бегства в иллюзию! Ему свойственно чувство реального – могучее, постоянное, никогда не изменяющее ему чувство. И те, кому оно не дано, те, кто бежит деяния, вызывают у него беззвучный смех, где слышатся насмешка, ирония, снисходительная жалость и легкое презрение…
Это чувство реального он привносит даже в мечту искусства. Он любит искусство, он к нему вовсе не равнодушен, как это утверждали некоторые. Он прекрасно знает и любит классиков. Он читает и перечитывает Толстого, наслаждается им, он им гордится как соотечественником и спутником в мире мысли. Он считает себя некомпетентным в области современной поэзии, но у него достаточно интуиции, чтобы почувствовать в Маяковском союзника и одобрить его бичующую политическую сатиру…»

Альберт Рис Вильямс (США): «Один из секретов ленинской силы заключается в его потрясающей искренности. Он искренен со своими друзьями. Он, конечно, радуется всякий раз, когда на сторону революции становится новый боец, но не станет рисовать розовыми красками условия работы и будущие перспективы, чтобы привлечь на свою сторону хотя бы одного человека. Скорее, он склонен изображать вещи в более мрачных тонах, чем они есть в действительности…
Ленин откровенен даже со злейшими врагами. Один англичанин, рассказывая об удивительной искренности Ленина, говорил, что Ленин высказал приблизительно следующую позицию: лично я ничего против вас не имею. Однако политически вы мой противник, и я должен использовать все средства, чтобы нанести вам поражение. Ваше правительство занимает такую же позицию в отношении меня. Ну что ж, давайте поищем возможности жить, не мешая друг другу.
Эта печать искренности лежит на всех его публичных выступлениях. Ленину чужды обычные атрибуты государственного деятеля-политикана: обман, словесная мишура и рисовка. Сразу чувствуется, что он не может обмануть, если бы даже и захотел. Он не может сделать этого по той причине, в силу которой не может обманывать самого себя: он обладает научным подходом и верит в неотразимую силу фактов».

Максим Горький (Россия): «В России, стране, где необходимость страдания проповедуется как универсальное средство «спасения души», я не встречал, не знаю человека, который с такой глубиной и силой, как Ленин, чувствовал бы ненависть, отвращение и презрение к несчастиям, горю, страданию людей…
Для меня исключительно велико в Ленине именно это его чувство непримиримой, неугасимой вражды к несчастиям людей, его яркая вера в то, что несчастие не есть неустранимая основа бытия, а – мерзость, которую люди должны и могут отмести прочь от себя.
Я бы назвал эту основную черту его характера воинствующим оптимизмом материалиста. Именно она особенно привлекала душу мою к этому человеку, Человеку – с большой буквы.
…Меня восхищала ярко выраженная в нем воля к жизни и активная ненависть к мерзости ее, я любовался тем азартом юности, каким он насыщал все, что делал. Меня изумляла его нечеловеческая работоспособность. Его движения были легки, ловки, и скупой, но сильный жест вполне гармонировал с его речью, тоже скупой словами, обильной мыслью. И на лице, монгольского типа, горели, играли эти острые глаза неутомимого борца против лжи и горя жизни, горели, прищуриваясь, подмигивая, иронически улыбаясь, сверкая гневом. Блеск этих глаз делал речь его еще более жгучей и ясной.
Иногда казалось, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами и слова, насыщенные ею, блестят в воздухе. Речь его всегда вызывала физическое ощущение неотразимой правды».

Антонио Грамши (Италия): «…Ленин, по свидетельству всех, кто с ним когда-либо сталкивался, показал себя величайшим государственным деятелем современной Европы, человеком, пользующимся безграничным влиянием в массах, зажигающим в народах энтузиазм, пробуждающим в них чувство сознательной дисциплины; человеком, который благодаря своему могучему уму способен повести за собой все мировые социальные силы, могущие быть использованными на благо революции; человеком, легко распознающим и парализующим самые изощренные козни буржуазных государственных деятелей».

Томас Манн (Германия): «Ленин, без всякого сомнения, был явлением эпохальным, был человеком-правителем нового, демократического стиля, заряженным энергией, сгустком могучей воли и аскетизма…»

Поль Вайян-Кутюрье (Франция): «У этого гиганта мысли и воли не могло быть места душевным драмам. Твердая уверенность в правоте своего дела, ни одного колебания, отклонения от раз намеченной цели. Ленин-интеллигент умел мыслить, как рабочий. Ленин-оратор говорил без пустых фраз и трескотни. Человек, потрясший весь мир, в чьем сознании беспрерывно переваривалось все, чем жил и дышал этот мир, — этот человек сохранил в себе до конца сознательной жизни удивительную способность чувствовать и мыслить, как китайский кули, как носильщик-негр. Угнетенный аннамит, индус были ему так же понятны, были такой же открытой книгой, как петроградский металлист, как парижский текстильщик, как шахтер из Новой Виргинии. Ленин – это законченный образ нового человека; он являлся для нас прообразом человека будущего».

Теодор Драйзер (США): «Русский народ, освобожденный Лениным, никогда не допустит, чтобы его снова превратили в раба. Он будет бороться, проникнутый духом Ленина. В исходе этой борьбы я не сомневаюсь. Ленин, его Советское государство восторжествуют.
Каков бы ни был ближайший исход этой борьбы, Ленин и его Россия, гуманность и справедливость, которые он внес в управление страной, в конечном счете победят».

Судите ж теперь: может ли претендовать на роль национального лидера правитель страны, не владеющий национальной идеей и общенародными целями; не слышащий голоса миллионов простых людей; не желающий решать жгучих вопросов социальной справедливости; вероломно попирающий элементарные принципы демократии; предающийся иллюзиям всеобщего поклонения и вселенского миролюбия…
В свое время Бернард Шоу заметил, что абсолютная власть пагубно воздействует на сознание человека – «он в большей или меньшей степени трогается умом». И начинаются трансформации в обществе. «Такие, как Вашингтон или Ленин, — признает английский писатель, — с честью выходят из испытания… Подлинная способность руководить сопровождается чувством реальности, которое спасает человека от обольщения властью».

Автор:

Источник: http://sovross.ru

Смотри также:

Иллюстрации:


Ленин в Кремле 1918г
.


Ратник. Независимый интернет журнал.

Hosted by uCoz